Андрей Хржановский: «В борьбе между уверенностью и сомнением происходит движение вперёд» - «Интервью»

26.12.23, 08:15

Андрей Хржановский: «В борьбе между уверенностью и сомнением происходит движение вперёд» - «Интервью»


В 2023 году известной не только в нашей стране, но и в мире анимационной школе-студии ШАР исполняется тридцать лет. За это время в ее стенах сформировалось несколько поколений художников и режиссеров анимации. Школа-студия ориентируется на авторское кино — каждую ее работу отличает уникальный стиль своего создателя.



В интервью ПрофиСинема один из основателей студии — режиссёр, художник и педагог Андрей Хржановский — рассказал, как три десятилетия назад появилась школа, что означает название ШАР, в чем состоит задача ее педагогов, а также поведал, как продвигается работа над его новым фильмом — «Сквозь магический кристалл».









Корреспондент:
В 2023 году школе-студии ШАР исполняется 30 лет. Расскажите, как три десятилетия назад вы осознали потребность в создании подобной мастерской? Какие задачи перед собой ставили?

Андрей Хржановский:
Спасибо, что помните – немногие сейчас знают эту дату. Строго говоря, юбилей состоялся еще в марте. Однако мы были в делах и заботах, так что будем отмечать его, как выпустим новые работы. Как появилась школа-студия ШАР? Мы – я имею в виду четырех учредителей школы – Фёдора Савельевича Хитрука, Юрия Борисовича Норштейна, Эдуарда Васильевича Назарова и вашего покорного слугу – были озабочены откровенной коммерциализацией искусства в целом и анимации в частности. Каждый из нас работал в жанре авторской анимации, который был нам интересен и поощрялся нашими коллегами во всём мире. Свидетельством этого являются призы, которые получали наши фильмы.
Под авторской анимацией я имею в виду следующее: художник, отрешенный от идеи соответствовать конвейерному производству, пытается выразить свою персональную мысль, причем именно теми средствами, которые он считает необходимыми. 





Мы почувствовали потребность в создании сообщества художников и думали о названии. Я предложил аббревиатуру ШАР – Школа Аниматоров и Режиссёров – она же Школа Авторской Режиссуры. Были некоторые колебания, которые разрешил Хитрук, сказав, что ему нравится это слово, потому что по-немецки Шар (Schar – прим. ред.) – это стая. В надежде, что наше сообщество заинтересует и других людей, которые придерживаются тех же взглядов, мы его и учредили.





Почему это не только школа, но и школа-студия? Мы хотели сразу наладить процесс производства, поскольку он неотделим от образования. Студенты учатся, в частности, на тех работах, которыми заняты их мастера. Затем студенты и сами становятся преподавателями, набирают уже своих учеников и воспитывают их в тесном контакте со своими работами. Эта особенность, с одной стороны, уникальна, с другой – традиционна: можем вспомнить период итальянского Возрождения, когда у каждого крупного мастера были подмастерья, становившиеся ученикам и, а затем – мастерами.











Корреспондент:
Вы не только создаете фильмы, но и являетесь педагогом. Как проходило ваше становление в роли педагога? Какие качества, на Ваш взгляд, необходимы хорошему учителю и наставнику? Менялись ли ваши методики со временем?



Андрей Хржановский:
Во-первых, я благодарен Хитруку, который пригласил меня преподавать на Высших курсах сценаристов и режиссёров, поскольку первоначально именно там готовили будущих аниматоров и художников. Достаточно вспомнить один из первых наборов, который мы про себя называем «золотым выпуском»: все они теперь знаменитые и прекрасные художники – это и Иван Максимов, и Миша Алдашин, и Миша Тумеля, и оскароносный Саша Петров, и другие. Я благодарен Хитруку за то, что он пригласил меня так же, как я потом пригласил всех наших талантливых выпускников продолжать дело.



Я не знаю, что такое хороший преподаватель, но есть распространённая формула, которую приписывают то ли Эйзенштейну, то ли ещё кому-то из великих – если хочешь научиться чему-либо, ступай преподавать. Существуют разные педагогические системы во всех областях искусства и науки. Бывают педагоги, которые пытаются образовать и наставлять на путь истинный своих учеников в достаточно жёсткой манере; есть совершенно иной тип – педагог, который в любом случае похвалит и погладит по головке. Кто-то даже провел исследование – какая система эффективнее? Выяснилось, что обе системы дают замечательных выпускников, а зависит все не от метода преподавания, а, прежде всего, от таланта учителя и от готовности принимать знания со стороны студента. Я, например, говорю своим особо строптивым студентам: «Вам не обязательно со мной соглашаться, и, более того, вы можете со мной внутренне не соглашаться, доказывать свою правоту, но вы обязаны отвечать «Спасибо, я подумаю».



Что касается общих установок, прежде всего необходимо широкое образование, поэтому мы преподаём то, что не всегда дают в других школах.



Мы стараемся всесторонне развивать наших студентов, поэтому включаем такие дисциплины, как пантомима, история музыки и так далее. В конце концов класс современного художника – и здесь я говорю слово Художник с большой буквы – зависит от знаний и от способности эти знания усваивать и передавать, развивать.







Показателем таланта являются две способности – удивляться и восхищаться. Если студент способен на это, то он впитывает в себя самое лучшее и развивается очень энергично. 



Однако есть теория моего любимого режиссёра Марлена Хуциева, книгу о котором я сейчас пытаюсь сооружать. По его мнению, режиссёр должен обладать двумя способностями: быть абсолютно уверенным в том, что он делает и всё время сомневаться в своей правоте. Именно в борьбе между уверенностью и сомнением происходит движение вперёд, развитие.



Корреспондент:
Школа-студия ШАР помимо прочего занимается профессиональной переподготовкой режиссеров и художников анимации. Расскажите, что нового получают и открывают для себя специалисты, пройдя у вас дополнительное обучение?



Андрей Хржановский:
Переподготовка не является нашим основным профилем. Как правило, приходят люди, которые имеют некую подготовку в виде художественного образования. Хотя, например, Иван Максимов окончил технический вуз и учился всему здесь. Оказывается, что не всякое образование хорошего уровня – даже не всякое художественное образование – может что-то гарантировать. Как правило, к нам приходят люди с образованием и порой – мы особенно это отмечаем и особенно этим гордимся – приходят студенты, окончившие соответствующий факультет ВГИКа. Значит ВГИК, при всем своем уровне, что-то недодаёт, и студенты рассчитывают получить новые знания в ШАРе, и, как показывает практика, получают их.



Есть случаи, когда молодые люди, уже связанные с производством, приходят в ШАР. А что такое современное производство? Отлаженный механизм, где каждый сверчок знает свой шесток. Осознавая некоторую ограниченность, они хотят расширить свой кругозор и научиться другому подходу, познакомиться с другими взглядами.







Корреспондент:
Наша предыдущая встреча состоялась в 2020 году, в канун Кинотавра, где прошла премьера Вашей картины «Нос, или Заговор «не таких». Тогда Вы не были уверены, что у нее будет прокат, тем не менее, спустя время лента все же вышла в кинотеатрах. Что, на ваш взгляд, необходимо делать государству и бизнесу, чтобы авторская анимация была более узнаваема и находила своего зрителя?



Андрей Хржановский:
Я не знаю, что для этого должно произойти: отличие авторской анимации от массовой продукции довольно естественно. Вкладываться в авторскую анимацию особенно никто не хочет, поскольку инвесторы рассчитывают получить выручку. Есть люди, у которых туго набитый кошелек в кармане: некоторые из них готовы небольшие средства выделять для развития мультипликации, за что им честь и хвала. Но широким движением это, увы, не стало, и, видимо, не станет.



Существуют какие-то теоретические модели. К примеру, Бродского спрашивали – какая разница между прозой и поэзией? И Бродский отвечал: «Такая же, как между пехотой и военно-воздушными силами». У него была мечта: выпустить дешевый тираж стихов, чтобы затем раскладывать их на сидениях в электричке, в метро и так далее. Этот путь, конечно, нереалистичен.



Авторская анимация требует от зрителя затрат духовной энергии. Понимать искусство – это трудная работа.



Всегда с радостью отмечаю такое явление как Большой фестиваль мультфильмов, который ежегодно проходит в Москве. Фестиваль объединяет фильмы со всего света и, соответственно, заинтересованную публику. Подобная работа могла бы вестись и в более широких масштабах: судя по отзывам фильма «Нос, или Заговор «не таких» – зрителей интересует такого рода искусство, они благодарны за возможность встречаться с ним. Но каким образом приучить зрителя им интересоваться – непонятно.



Говорят, что классической музыкой интересуются чуть ли не 0,02% слушателей во всём мире, но, тем не менее, она существует: хорошая музыка в хорошем исполнении пользуется фантастическим успехом. Но в целом тенденция неутешительна – настоящее искусство остаётся на обочине.







Корреспондент:
Замысел вашей предыдущей картины  «Нос, или Заговор «не таких» развивался и трансформировался с 1969 года, о чем Вы поведали нам в одном из прошлых интервью. Расскажите предысторию ленты «Сквозь магический кристалл» — как у Вас родилась и развивалась ее идея, и будет ли она каким-то образом связана с «Носом» и «Сентиментальным путешествием на Родину»?



Андрей Хржановский:
Я бы хотел, чтобы зритель почувствовал некую связь. Не говоря уже про то, что все мы – во всяком случае я – снимаем разное кино, но по сути – делаем один фильм.



Я думаю, что связь между картинами должна быть: то, чем я занимаюсь – откровенно авторское личное высказывание, которое рождалось по ходу жизни.



У Пастернака есть такие стихи: «Здесь будет все: пережитое, И то, чем я еще живу, Мои стремленья и устои, И виденное наяву». Я делаю небольшие заметки для себя и много десятилетий тому назад захотел сделать фильм по принципу мозаики: какие-то эпизоды моей биографии, размышлений, воспоминаний и так далее – как в этих стихах. Насколько мне это удастся – не знаю. «Магический кристалл» возник из гениальной формулы Пушкина: «И даль свободного романа, Я сквозь магический кристалл, Еще неясно различал». И  тут же можно вспомнить как он представляет свой роман «Евгений Онегин» – как «собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав, Бессонниц, легких вдохновений, Незрелых и увядших лет, Ума холодных наблюдений. И сердца горестных замет».



Сейчас этот метод любят называть современным искусством, споря о первооткрывателях – вспоминают Пруста, Джойса. А на самом деле – это Александр Сергеевич Пушкин; Николай Васильевич Гоголь со своими лирическими отступлениями в «Мёртвых душах». Именно они подсказали мне путь свободы, управлять которым труднее всего.







Корреспондент:
Выход фильма «Сквозь магический кристалл» планируется в 2026 году. На каком этапе сейчас находится работа? Что уже сделано, а что — еще предстоит? 



Андрей Хржановский:
Это очень трудный для меня вопрос – я не подсчитываю в процентах количество готового материала, но могу заметить, что работа очень непростая. Каждый из сюжетов делается в оригинальной технике разными художниками. Во многих случаях работу ведут мои ученики – бывшие и настоящие. По этой причине процесс является необычайно трудоёмким. На сегодняшний день меня этот срок устраивает, не думаю, что мы закончим раньше.



Корреспондент:
Над вашей будущей лентой также работают студенты и выпускники Школы-студии ШАР. Влияет ли их виденье на концепцию и художественные решения картины?



Андрей Хржановский:
Я стараюсь отпустить поводья и дать им проявиться, но предварительно все же инструктирую, ввожу в некоторое русло, поскольку все должно соотноситься.



Корреспондент:
Одним из действующих лиц картины станет Автор. Отождествляете ли Вы его с собой? Какова будет роль этого персонажа в сюжете?



Андрей Хржановский:
Это будет сюжетообразующая фигура. Окажется ли он похож на меня или исполнит обобщающую, собирательную роль – мы узнаем позже, когда рассмотрим некоторые варианты и поймем, какая трактовка станет наиболее убедительна в художественном отношении.


В 2023 году известной не только в нашей стране, но и в мире анимационной школе-студии ШАР исполняется тридцать лет. За это время в ее стенах сформировалось несколько поколений художников и режиссеров анимации. Школа-студия ориентируется на авторское кино — каждую ее работу отличает уникальный стиль своего создателя. В интервью ПрофиСинема один из основателей студии — режиссёр, художник и педагог Андрей Хржановский — рассказал, как три десятилетия назад появилась школа, что означает название ШАР, в чем состоит задача ее педагогов, а также поведал, как продвигается работа над его новым фильмом — «Сквозь магический кристалл». Корреспондент: В 2023 году школе-студии ШАР исполняется 30 лет. Расскажите, как три десятилетия назад вы осознали потребность в создании подобной мастерской? Какие задачи перед собой ставили? Андрей Хржановский: Спасибо, что помните – немногие сейчас знают эту дату. Строго говоря, юбилей состоялся еще в марте. Однако мы были в делах и заботах, так что будем отмечать его, как выпустим новые работы. Как появилась школа-студия ШАР? Мы – я имею в виду четырех учредителей школы – Фёдора Савельевича Хитрука, Юрия Борисовича Норштейна, Эдуарда Васильевича Назарова и вашего покорного слугу – были озабочены откровенной коммерциализацией искусства в целом и анимации в частности. Каждый из нас работал в жанре авторской анимации, который был нам интересен и поощрялся нашими коллегами во всём мире. Свидетельством этого являются призы, которые получали наши фильмы. Под авторской анимацией я имею в виду следующее: художник, отрешенный от идеи соответствовать конвейерному производству, пытается выразить свою персональную мысль, причем именно теми средствами, которые он считает необходимыми. Мы почувствовали потребность в создании сообщества художников и думали о названии. Я предложил аббревиатуру ШАР – Школа Аниматоров и Режиссёров – она же Школа Авторской Режиссуры. Были некоторые колебания, которые разрешил Хитрук, сказав, что ему нравится это слово, потому что по-немецки Шар (Schar – прим. ред.) – это стая. В надежде, что наше сообщество заинтересует и других людей, которые придерживаются тех же взглядов, мы его и учредили. Почему это не только школа, но и школа-студия? Мы хотели сразу наладить процесс производства, поскольку он неотделим от образования. Студенты учатся, в частности, на тех работах, которыми заняты их мастера. Затем студенты и сами становятся преподавателями, набирают уже своих учеников и воспитывают их в тесном контакте со своими работами. Эта особенность, с одной стороны, уникальна, с другой – традиционна: можем вспомнить период итальянского Возрождения, когда у каждого крупного мастера были подмастерья, становившиеся ученикам и, а затем – мастерами. Корреспондент: Вы не только создаете фильмы, но и являетесь педагогом. Как проходило ваше становление в роли педагога? Какие качества, на Ваш взгляд, необходимы хорошему учителю и наставнику? Менялись ли ваши методики со временем? Андрей Хржановский: Во-первых, я благодарен Хитруку, который пригласил меня преподавать на Высших курсах сценаристов и режиссёров, поскольку первоначально именно там готовили будущих аниматоров и художников. Достаточно вспомнить один из первых наборов, который мы про себя называем «золотым выпуском»: все они теперь знаменитые и прекрасные художники – это и Иван Максимов, и Миша Алдашин, и Миша Тумеля, и оскароносный Саша Петров, и другие. Я благодарен Хитруку за то, что он пригласил меня так же, как я потом пригласил всех наших талантливых выпускников продолжать дело. Я не знаю, что такое хороший преподаватель, но есть распространённая формула, которую приписывают то ли Эйзенштейну, то ли ещё кому-то из великих – если хочешь научиться чему-либо, ступай преподавать. Существуют разные педагогические системы во всех областях искусства и науки. Бывают педагоги, которые пытаются образовать и наставлять на путь истинный своих учеников в достаточно жёсткой манере; есть совершенно иной тип – педагог, который в любом случае похвалит и погладит по головке. Кто-то даже провел исследование – какая система эффективнее? Выяснилось, что обе системы дают замечательных выпускников, а зависит все не от метода преподавания, а, прежде всего, от таланта учителя и от готовности принимать знания со стороны студента. Я, например, говорю своим особо строптивым студентам: «Вам не обязательно со мной соглашаться, и, более того, вы можете со мной внутренне не соглашаться, доказывать свою правоту, но вы обязаны отвечать «Спасибо, я подумаю». Что касается общих установок, прежде всего необходимо широкое образование, поэтому мы преподаём то, что не всегда дают в других школах. Мы стараемся всесторонне развивать наших студентов, поэтому включаем такие дисциплины, как пантомима, история музыки и так далее. В конце концов класс современного художника – и здесь я говорю слово Х удожник с большой буквы – зависит от знаний и от способности эти знания усваивать и передавать, развивать. Показателем таланта являются две способности – удивляться и восхищаться. Если студент способен на это, то он впитывает в себя самое лучшее и развивается очень энергично. Однако есть теория моего любимого режиссёра Марлена Хуциева, книгу о котором я сейчас пытаюсь сооружать. По его мнению, режиссёр должен обладать двумя способностями: быть абсолютно уверенным в том, что он делает и всё время сомневаться в своей правоте. Именно в борьбе между уверенностью и сомнением происходит движение вперёд, развитие. Корреспондент: Школа-студия ШАР помимо прочего занимается профессиональной переподготовкой режиссеров и художников анимации. Расскажите, что нового получают и открывают для себя специалисты, пройдя у вас дополнительное обучение? Андрей Хржановский: Переподготовка не является нашим основным профилем. Как правило, приходят люди, которые имеют некую подготовку в виде художественного образования. Хотя, например, Иван Максимов окончил технический вуз и учился всему здесь. Оказывается, что не всякое образование хорошего уровня – даже не всякое художественное образование – может что-то гарантировать. Как правило, к нам приходят люди с образованием и порой – мы особенно это отмечаем и особенно этим гордимся – приходят студенты, окончившие соответствующий факультет ВГИКа. Значит ВГИК, при всем своем уровне, что-то недодаёт, и студенты рассчитывают получить новые знания в ШАРе, и, как показывает практика, получают их. Есть случаи, когда молодые люди, уже связанные с производством, приходят в ШАР. А что такое современное производство? Отлаженный механизм, где каждый сверчок знает свой шесток. Осознавая некоторую ограниченность, они хотят расширить свой кругозор и научиться другому подходу, познакомиться с другими взглядами. Корреспондент: Наша предыдущая встреча состоялась в 2020 году, в канун Кинотавра, где прошла премьера Вашей картины «Нос, или Заговор «не таких». Тогда Вы не были уверены, что у нее будет прокат, тем не менее, спустя время лента все же вышла в кинотеатрах. Что, на ваш взгляд, необходимо делать государству и бизнесу, чтобы авторская анимация была более узнаваема и находила своего зрителя? Андрей Хржановский: Я не знаю, что для этого должно произойти: отличие авторской анимации от массовой продукции довольно естественно. Вкладываться в авторскую анимацию особенно никто не хочет, поскольку инвесторы рассчитывают получить выручку. Есть люди, у которых туго набитый кошелек в кармане: некоторые из них готовы небольшие средства выделять для развития мультипликации, за что им честь и хвала. Но широким движением это, увы, не стало, и, видимо, не станет. Существуют какие-то теоретические модели. К примеру, Бродского спрашивали – какая разница между прозой и поэзией? И Бродский отвечал: «Такая же, как между пехотой и военно-воздушными силами». У него была мечта: выпустить дешевый тираж стихов, чтобы затем раскладывать их на сидениях в электричке, в метро и так далее. Этот путь, конечно, нереалистичен. Авторская анимация требует от зрителя затрат духовной энергии. Понимать искусство – это трудная работа. Всегда с радостью отмечаю такое явление как Большой фестиваль мультфильмов, который ежегодно проходит в Москве. Фестиваль объединяет фильмы со всего света и, соответственно, заинтересованную публику. Подобная работа могла бы вестись и в более широких масштабах: судя по отзывам фильма «Нос, или Заговор «не таких» – зрителей интересует такого рода искусство, они благодарны за возможность встречаться с ним. Но каким образом приучить зрителя им интересоваться – непонятно. Говорят, что классической музыкой интересуются чуть ли не 0,02% слушателей во всём мире, но, тем не менее, она существует: хорошая музыка в хорошем исполнении пользуется фантастическим успехом. Но в целом тенденция неутешительна – настоящее искусство остаётся на обочине. Корреспондент: Замысел вашей предыдущей картины — «Нос, или З аговор « не таких» развивался и трансформировался с 1969 года, о чем Вы поведали нам в одном из прошлых интервью. Расскажите предысторию ленты «Сквозь магический кристалл» — как у Вас родилась и развивалась ее идея, и будет ли она каким-то образом связана с «Носом» и «Сентиментальным путешествием на Родину»? Андрей Хржановский: Я бы хотел, чтобы зритель почувствовал некую связь. Не говоря уже про то, что все мы – во всяком случае я – снимаем разное кино, но по сути – делаем один фильм. Я думаю, что связь между картинами должна быть: то, чем я занимаюсь – откровенно авторское личное высказывание, которое рождалось по ходу жизни. У Пастернака есть такие стихи: «Здесь будет все: пережитое, И то, чем я еще живу, Мои стремленья и устои, И виденное наяву». Я делаю небольшие заметки для себя и много десятилетий тому назад захотел сделать фильм по принципу мозаики: какие-то эпизоды моей биографии, размышлений, воспоминаний и так далее – как в этих стихах. Насколько мне это удастся – не знаю. «Магический кристалл» возник из гениальной формулы Пушкина: «И даль свободного романа, Я сквозь магический кристалл, Еще неясно различал». И тут же можно вспомнить как он представляет свой роман
Понравилось:
Автор: Любомила
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


Александр Золотухин: «Зритель увидит на
15.02.22, 08:15
Наруто Узумаки - Трейлеры
07.08.17, 11:28
ROCKFELLER - Трейлеры
08.08.17, 09:26
Вадим Сотсков: «Нам важно сохранить в
14.07.21, 08:15
Карен Шахназаров: «Идея «Владивостока»
09.12.21, 08:15
Александр Сокуров: «Кино — это в первую
19.07.23, 08:15
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle
Полезно знать


Биография Хью Джекмана -
Смотреть фото Биография Хью Джекмана Хью Джекман – голливудский актер австралийского происхождения, обладатель «Золотого глобуса» и номинации на «Оскар-2013» за роль в фильме-мюзикле «Отверженные».  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика