Интернет-портал ПрофиСинема продолжает осмысливать итоги 2023 года. Ранее мы поделились списком самых ожидаемых, с нашей точки зрения, фильмов; а также проанализировали показатели отечественных проектов в российском кинотеатральном прокате. Сегодняшний материал посвящен кассовым сборам зарубежного кино в России.
Вопреки пессимистичном прогнозам, кинотеатры остались на плаву и даже заработали заметно больше, чем в прошлом году. Правда, основной вклад в спасение кинопоказа принадлежит отечественным картинам, о которых мы писали в предыдущем итоговом материале. Статистика же иностранного кино выглядит довольно невзрачно.
С 22 декабря 2022 года по 21 декабря 2023 года всего в официальный российский прокат вышло 574 российских и зарубежных фильма, без учета сборников короткометражных лент, балетных и театральных постановок, концертов, опер и проектов, представленных в кинотеатрах до 10 копий, а также фильмов прошлых лет. Их общая касса по состоянию на 21 декабря 2023 года составила 30,1 млрд рублей. Вместе с голливудскими блокбастерами, выпущенными в теневой прокат, а также легальным альтернативным контентом (спектаклями, концертами, спортивными трансляциями и т.п. на большом экране) финальные сборы российского кинопоказа можно оценить в 40 млрд рублей. Напомним, по итогам 2022 года этот показатель составлял 21,3 млрд рублей.
Общие сборы 410 зарубежных проектов составляют 8,8 млрд рублей (30% от официальной кассы). Но вместе с тем на иностранные картины приходится 72% от общего числа релизов.
В 2022 году в прокат вышло 354 иностранных фильма — 63% от общего числа релизов. Суммарно они заработали порядка 10,1 млрд рублей (47% от общей кассы).
Топ-10 зарубежных фильмов, официально вышедших в российский прокат
№
Фильм
Дата релиза
Жанр
Дистр.
Общие сборы
Кол-во зрителей
к/т
1
Джон Уик 4
23.03.2023
боевик,
триллер
Атмосфера
кино
872.679.942
2371460
961
2
Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силы
17.08.2023
анимация,
фэнтези,
боевик,
мелодрама,
комедия
Экспонента
817 597 410
3161018
1835
3
Операция «Фортуна»: Искусство побеждать
12.01.2023
боевик,
триллер
Global Film
683 782 334
1784179
1903
4
Жанна Дюбарри
20.07.2023
историческая драма
RWV
417 562 125
1028541
1043
5
Переводчик
01.06.2023
экшен,
триллер
Вольга
286 121 085
764170
1528
6
Изумительный Морис
26.01.2023
анимация,
комедия
Вольга
271 590 865
1039252
2008
7
Мальчик и птица*
07.12.2023
аниме
Русский репортаж
256 349 158
684 634
689
8
Гипнотик
06.07.2023
боевик,
детектив, триллер
ЦПШ
217 848 139
619228
1510
9
После. Навсегда
14.09.2023
мелодрама
Вольга
209 315 457
10
Неудержимые 4
21.09.2023
экшен
Global Film
191 850 200
539920
1672
*Прокат продолжается. Данные представлены по состоянию на 27 декабря 2023 года.
В 2023 году ни одному иностранному фильму, официально вышедшему в российский прокат, не удалось преодолеть отметку в 1 млрд рублей. В Топ-10 попали картины, которые в иных обстоятельствах остались бы в тени мейджоров. Не стоит, однако, списывать номинальный успех лидеров 2023 года только на отсутствие конкуренции. Практически за каждым из этих проектов стоит определенный бренд — как правило, сформированный еще в докризисные времена. Именно это и помогло указанным картинам выделиться на довольно невзрачном ландшафте и показать хоть и не головокружительные, но все-таки заметные результаты.
Самым кассовым иностранным фильмом в отечественном прокате стал криминальный боевик «Джон Уик 4» от Атмосферы кино — единственный представитель высококлассной и популярной голливудской франшизы, вышедший официально в российских кинотеатрах в уходящем году. Своей легализацией картина обязана удачному стечению обстоятельств: остросюжетный боевик попал в страну через мальтийскую компанию, которая сотрудничает с Lionsgate и успела вовремя продать права на Россию.
Лента с Киану Ривзом в образе непобедимого киллера заработала 872 млн рублей, что является абсолютным рекордом франшизы. Предшествующие ее части не дотягивали и до 500 тыс. В североамериканском прокате фильм собрал $187 млн и расположился на восьмой строчке итогового рейтинга. К слову — все обогнавшие его ленты в России официально не выходили.
К «Джону Уику» довольно близко подобралась анимационная лента «Леди Баг и Супер-кот» от Экспоненты. Она основана на мультсериале, который выходит на телевидении с 2015 года, в том числе — и в России.
Четыре ленты в таблице созданы культовыми режиссерами. Две новых работы Гая Ричи — «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» и «Переводчик» — показали довольно скромные результаты по сравнению с предыдущими картинами автора. Напомним, в 2019-2021 годах сборы каждого из фильмов — «Аладдин», «Джентльмены» и «Гнев человеческий» — составляли около миллиарда рублей. К несчастью для «Фортуны», она вышла в один уикенд с «серым» релизом второго «Аватара».
Новый проект Роберта Родригеса — триллер «Гипнотик» ожиданий дистрибьютора не оправдал.
А лента «Мальчик и птица» легендарного Хайяо Миядзаки, наоборот, открыла новые перспективы для жанра аниме в России, побив рекорд 2021 года (тогда «Истребитель демонов: поезд «Бесконечный»» заработал 131 млн рублей).
Мелодрама «После. Навсегда» показала стандартный для своей франшизы результат. С 2019 года фильмы серии, как правило, собирают в диапазоне 190-220 млн рублей.
Сборы франшизы «После» в России (в млн рублей)
После (2019)
211
После. Глава 2 (2020)
308
После. Глава 3 (2021)
217
После. Долго и счастливо (2022)
196
После. Навсегда (2023)
209
Замыкает десятку боевик «Неудержимые 4» — предыдущая, третья, часть серии выходила еще в 2014 году. Зритель, судя по всему, успел позабыть этот проект, отчего его сборы не дотянули даже до 200 млн рублей.
Впервые за долгие годы в Топ-10 зарубежных картин в отечественном прокате вошли фильмы, снятые не на английском языке — франкоязычная «Жанна Дюбарри» с Джонни Деппом и японское аниме «Мальчик и птица» Хайяо Миядзаки.
У многих вошедших в десятку фильмов значительная доля общемировых сборов приходится на российский прокат. Так касса «Жанны Дюбарри» на 34% состоит из выручки в РФ ($4,7 млн из $13,6 млн). Отечественные кинотеатры обеспечили по 25% бокс-офиса «Леди Баг и Супер-Кота» и «После. Навсегда». От 15% до 20% российских сборов — у «Операции “Фортуна”», «Изумительного Мориса», «Переводчика» и «Гипнотика».
Таким образом, за счет своего специфического состояния, российский рынок становится привлекательной территорией для некоторых иностранных производителей.
Пока что, судя по десятке лидеров, основная тенденция проката иностранных фильмов заключается в попытке прокатчиков «скрести по сусекам» — предъявлять зрителю все, что хоть как-то связано или ассоциируется с атрибутами «докризисного» блокбастера. В ход идут имена культовых режиссеров (Ричи, Родригез, Миядзаки); потрепанные жизнью, но вернувшиеся в профессию культовые актеры (Депп в «Жанне Дюбарри»); еще остающиеся на слуху франшизы от независимых производителей («После», «Неудержимые»). Подобная тактика позволила сборам зарубежного кино остаться на уровне, сопоставимом с прошлогодним. Тем не менее, вряд ли ее хватит надолго. Уходящий год показал — большинство ставок на докризисные бренды не ведут к выигрышу: Ричи и Родригез уже не в лучшей форме; лишь одна из трех франшиз, попавших в Топ-10, показала заметный рост сборов. Единичные вспышки, наподобие «Джона Уика 4» или «Мальчика и птицы» не меняют общего положения дел.
«Альтернативное» зарубежное кино все еще чужое для россиян
Последние пару лет в индустрии муссируется вопрос о возможности заменить ушедшие голливудские блокбастеры фильмами из Китая, Ирана, Индии, Турции и Южной Кореи. У кинематографий каждой из названных стран была и есть своя верная аудитория в России, однако никаких признаков ее расширения не наблюдается.
Фильмы из дружественных и нейтральных стран по итогам двух лет кризиса все еще не заместили голливудскую продукцию. Наиболее заметные сборы среди таких проектов показали китайские экшены «Круче некуда» (77 млн рублей) и «Кунг-фу жеребец» (39 млн), китайская анимационная лента «Побег из страны роботов» (37 млн) и китайская же мелодрама «Мой Хатико» (33 млн), а также малазийский и тайский хорроры «Астрал. 13-й этаж» (36 млн) и «Кукла. Реинкарнация зла» (30 млн).
«Круче некуда» и «Кунг-фу жеребец» обязаны своими сборами в России Джеки Чану, сыгравшему главную роль в обеих лентах — отечественный зритель любит и хорошо помнит этого актера по старым голливудским фильмам. «Мой Хатико» также смог собрать свою кассу во многом благодаря ассоциациям с голливудской же лентой с Ричардом Гиром.
Что касается анимации и хорроров — в прошлом году именно эти жанры также показывали лучшие сборы среди всей продукции из «нейтральных» и «дружественных» стран. Напомним еще раз наш тезис по данному поводу: хорроры и жанровая анимация во всем мире довольно схожи по стилистике и канонам, поэтому одинаково воспринимаются публикой в разных странах.
Дебри теневого проката
Анализируя зарубежное кино на российском рынке, нельзя обойти вниманием теневой прокат. Напомним, некоторые кинотеатры неофициально показывают голливудские блокбастеры, выдавая их за «предсеансовое обслуживание» короткометражных лент. Согласно подсчетам ПрофиСинема, в 2023 году в российские кинотеатры попало 36 «нелегальных» американских блокбастеров.
В общей сложности для их показа использовалось около тридцати короткометражных картин, заработавших суммарно 4,2 млрд рублей. С учетом сборов, не отраженных в ЕАИС, голливудские блокбастеры в пиратском прокате могли собрать за год около 5–5,5 млрд рублей.
Самой «результативной» короткометражной работой стала лента «Три добрых дела», касса которой составила 1,2 млрд рублей за год. Из этой суммы 522 млн приходится на первый квартал, когда вышла вторая часть «Аватара». По году самыми прибыльными месяцами теневого проката стали январь и февраль — также благодаря «Аватару».
Лидеры по продолжительности пребывания в Топ-10 по уикендам
В 2023 году рекордсменом по пребыванию в Топ-10 стала приключенческая драма «Вызов» от ЦПШ — она продержалась в рейтинге 21 неделю. Из иностранных картин самыми долгоиграющими стали «Жанна Дюбарри» от RWV и «Джон Уик 4» от Атмосферы кино — они оставались в десятке лидеров по итогам восьми уикендов. По шесть недель в рейтинге держались анимационная лента «Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силы» от Экспоненты, триллеры «Гипнотик» от ЦПШ и «Переводчик» от Вольги.
Сравнение уикендов 2022 и 2023 гг. по общим сборам Топ-10 (в млн рублей)
Уикенды 2023 года в большинстве случаев приносили кинотеатрам больше выручки по сравнению с аналогичными уикендами в 2022. Конечно, «докризисных» показателей достичь удавалось редко, но результаты тяжелого 2022 преодолевались почти каждые выходные. Наиболее заметный рост кассы наблюдался на втором, девятом, тринадцатом, семнадцатом, двадцать втором, тридцать третьем и сорок пятом уикендах.
На 2 уикенде 2023 года резкий пик сборов обеспечила «Чебурашка», заработавшая 1,5 млрд за четыре дня. В 9 уикенд Топ-10 возглавлял «Праведник» Сергея Урсуляка, причем в прокате он был уже вторую неделю — рост кассы в эти выходные был связан с праздником 23 февраля. На 13 уикенде в российские кинотеатры ворвался «Джон Уик 4» — отсюда и очередной пик. В 17 выходные года кассу потянул вверх «Вызов». Незначительная, но все же выпуклость на графике в 22 уикенд — это «Непосредственно Каха. Другой фильм». В пиковый 33 уикенд на экраны вышла анимационная лента «Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силы». Один из самых заметных пиков — 45 уикенд — отмечен выходом на большие экраны сказки «По щучьему велению».
В основном в праздничные уикенды, не считая 23 февраля, график не демонстрировал пиков.
8 уикенд оказался довольно незаметным — с 16 по 19 февраля, сразу после Дня всех влюбленных, в кинотеатрах стартовали отечественный эротический триллер «Непослушная» и американская комедия «Моя пиратская свадьба», но они не отработали праздничную повестку в полной мере.
11 уикенд начался сразу после 8 марта — и тогда с первой строчки стартовала «Поехавшая». Тем не менее, и эта история о женщине, выпущенная под женский день, не смогла заметно отклонить график вверх.
В майские 18-19 уикенды первую строчку занимал «Вызов» на своей второй и третьей неделях проката.
Стоит отметить, что премьерные уикенды большинства отечественных картин, вошедших в конечном счете в российский Топ-10 по сборам, не выделяются на графике. Например, на 32 уикенде стартовала «Баба Яга спасает мир» — ее появление не заметно на графике, хотя в итоге лента собрала 600 млн рублей.
На летних 23-36 уикендах линия по большей части находилась у самых низких показателей графика. Это свидетельствует о том, что российская киноиндустрия до сих пор не перестроилась под новые реалии и не освоила «летний» слот. До кризиса крупные отечественные релизы, как правило, не выходили летом, теперь же, в отсутствии голливудских блокбастеров и все еще без заметных российских проектов на этом отрезке образовалась лакуна. Единственный августовский подъем, стоит отметить, связан именно с зарубежным релизом — «Леди Баг...».
***
Показатели зарубежного кино в российском прокате в отсутствии официальной продукции от голливудских мейджоров, альтернативы которой нет и не предвидится, по крайней мере в среднесрочной перспективе, значительно упали. Большинство фильмов, вышедших легально и собравших сколь-нибудь заметную кассу, предлагают зрительский опыт, который публика привыкла переживать на голливудских блокбастерах. Иные предложения за редчайшими исключениями, вроде нового Миядзаки, не воспринимается аудиторией.
Те картины, которые российские прокатчики закупают у независимых небольших американских студий, за редчайшими исключениями являются далеко не выдающимися образчиками своего вида и жанра, поэтому и на ажиотаж вокруг них рассчитывать не приходится.
Все это дает повод с тревогой смотреть на перспективу отслеживать мировой кинопроцесс в отечественном прокате. Со временем все меньше фильмов, официально выходящих в России, будет напоминать привычное высококлассное «докризисное» кино.
Фильмы с Востока, отражающие специфическую культуру, ценности и эстетику, остаются экзотикой для массового зрителя. Поэтому сжавшийся рынок иностранного кино, видимо, еще долго останется в стазисе.