28 марта, в заключительный день проведения Международного кинорынка и форума Российский кинобизнес, состоялась панельная дискуссия «Скоринг (оценка) кинопроектов». Участниками дискуссии стали эксперты кинобизнеса генеральный директор компании Контент Клуб, продюсер Антон Сиренко, главный редактор портала ПрофиСинема, доцент ВГИК им. Герасимова, эксперт в области киномаркетинга Нина Ромодановская, продюсер, сценарист, директор студии Союзмультфильм Борис Машковцев и генеральный директор кинокомпании N Films, актерского агентства YouHollywood Александр N. Модератором выступил инвестор, глава Партнерства инвест-клубов РФ Сергей Ореханов.
Скоринговая система оценки в финансовых структурах, в первую очередь в банковском секторе, используется для оценки платежеспособности заемщика.
В киноиндустрии скоринг проектов – это оценка кассового потенциала, которая позволяет определить наиболее перспективные проекты для инвестирования.
На панельной дискуссии эксперты поговорили о критериях, которые могут быть использованы для оценки кинопроектов.
Предприниматель Александр N рассказал о существующей в США сервисе, схожем с системой оценки, используемой букмекерскими конторами. На базе Big Data прогнозируется потенциал проекта, точность которого составляет 92-94%. На что Антон Сиренко ответил: «Я надеюсь, что в этих оставшихся 6% всё будущее кинобизнеса».
К критериям, которые влияют на инвестиционную привлекательность проекта, эксперты в первую очередь отнесли команду – творческий состав группы. Также очень большое значение имеют тема и жанр. Важно доказать инвестору, что у аудитории есть к ним интерес. Антон Сиренко привел в пример успешный кейс Яндекс-студии, которая на основе данных, полученных по поисковым запросам в музыкальном сервисе, обратила внимание на популярность группы «Король и шут». В итоге получился продукт, показавший самый успешный старт в истории Кинопоиска. За первые шесть дней после премьеры аудитория сериала «Король и шут» превысила отметку в 1,3 млн человек.
Борис Машковцев отметил, что в анимационном сегменте нет достаточного количества статистических данных, на которые можно ориентироваться: «Отраслевая статистика собирается в лучшем случае раз в несколько лет, и каждый раз ее сбор выглядит как битва опрашиваемых за то, чтобы ничего не сказать». И киностудии, и онлайн-платформы стараются выдавать минимум информации, что естественно очень затрудняет прогнозирование.
Если воспользоваться информацией о рейтингах фильма на различных ресурсах, то у каждого проекта будет разное количество зрителей. В определенных случаях с точки зрения математики это можно считать статистическим результатом, а в каких-то, если, например, проголосовало всего пять человек, это вообще погрешность. В итоге, по каким причинам конкретный продукт не смотрят зрители определить невозможно. Когда данных мало, вы можете интерпретировать их в свою пользу или против конкурентов.
Для инвесторов важно, чтобы продюсер не только имел достаточный опыт для реализации проекта, но и был «встроен» в индустрию, имел деловые связи с дистрибьюторами и sales-агентами. Хорошо, если у продюсера есть положительная инвестиционная история, так как в отсутствии качественной экспертизы проектов, инвестору многое приходится принимать на веру. И тут необходимо взаимное доверие, которое вырабатывается годами. Модератор дискуссии Сергей Ореханов сделал акцент на том, что при разговоре с инвестором важно указать, сколько он может заработать при успехе проекта, а также уточнить потери при провале.
Нина Ромодановская, говоря об оценке кассового потенциала проекта, предложила начать с определения целевой аудитории. У продюсера должно быть полное понимание для кого он будет снимать, кто целевой зритель будущего проекта и каковы его потребности. Потому что только когда аудиовизуальный продукт отвечает потребностям целевой аудитории она начинает реагировать на него. Очень важно определить количественные границы сегмента. Если изначально понятно, что сегмент маленький и прогноз по кассовым сборам меньше, чем норма прибыли, то стоит серьезно задуматься о необходимости реализации такого проекта или изменить параметры, которые будут больше соответствовать потребностям аудитории.
Нина Ромодановская посоветовала очень осторожно подходить к референсам в кинобизнесе, потому что каждый новый продукт в кино уникален. Для того, чтобы адекватно оценить проект по референсу надо, во-первых, иметь опыт, а, во-вторых, иметь мужество и снять «розовые очки». Зачастую продюсеры не отдают себе отчет, в том, что успешные проекты, на которые они ссылаются, очень сильно отличаются от того, что они питчуют и тем самым вводят в заблуждение инвесторов.
Далее, приступая к позиционированию, продюсер имеет возможность проверить себя. И если позиционирование проекта не получается сформулировать, то нужно вернуться на шаг назад и продолжить заниматься сегментированием.
Александр N отметил, что в кинобизнесе все не всегда так очевидно, как кажется со стороны. И статистика может удивить. Например, мировая звезда Венсан Кассель по сумме кассовых сборов всех фильмов абсолютно убыточен.
Но этому есть вполне разумное объяснение. Нина Ромодановская считает, что к кино нельзя подходить с таким абсолютными замерами. Во многом успех проекта зависит от сочетания критериев, а не от их количества и даже качества. Есть примеры, когда одни фильмы в различных жанрах со звездами мирового кино, такими как, Джонни Депп и Роберт Паттинсон, становились успешными, а другие - убыточными.
«Для кинобизнеса важно не только количество критериев, но и их сочетание и влияние друг на друга», – резюмировала Нина Ромодановская.