25 апреля в отечественный прокат вышел приключенческий детектив для детей и их родителей «Суворовец 1944» новосибирского режиссера Дениса Казанцева. Фильм рассказывает о 13-летнем Вовке, вернувшемся из Суворовского училища, и его друзьях, вставших на защиту родной деревни и всех ее жителей. Релиз приурочен ко Дню Победы.
В прокат картину выпустила новая дистрибьюционная компания Movie Go. Корреспондент интернет-портала ПрофиСинема поговорил с возглавившими ее Игорем Шибановым и Дмитрием Якуниным про стратегию развития компании и планы по прокату фильма «Суворовец 1944», про целевую аудиторию приключенческой ленты, про систему продвижения и проката регионального кино в нашей стране и многое другое.
Корреспондент:
С недавнего времени в дистрибьюционном сегменте российского кинобизнеса появилась новая компания Movie Go, которая стала результатом объединения усилий и компетенций двух профессионалов – Дмитрия Якунина, занимавшегося поддержкой дебютантов и региональных кинематографистов, и Игоря Шибанова, работающего с детским анимационным телеконтентом и имеющего большой опыт международной дистрибуции. В какой момент вы решили объединить усилия в одном направлении – в продвижении регионального кино?
Игорь Шибанов:
На Форуме регионального кино Новый вектор в Калининградской области в прошлом году, познакомившись с региональными студиями и их проектами, я увидел потенциал этого направления киноиндустрии, не только с общественной точки зрения, но и со стороны бизнеса. Дмитрий Якунин, который долгое время работает с региональными кинематографистами, убедил меня, что эта история имеет перспективу и развитие. Мне стало интересно посмотреть, как будет работать кино, созданное в регионах. Так мы создали прокатную компанию Movie Go, где совместили навыки работы Дмитрия с региональными студиями и мой опыт в дистрибьюции и маркетинге. На момент производства фильма этой организации еще не было, поэтому нашу первую картину – «Суворовец 1944» выпускает Люкс Синема.
Дмитрий Якунин:
На протяжении многих лет, поддерживая проекты дебютантов и кинематографистов из регионов, мы сталкивались с проблемой системного продвижения и проката подобного контента. Надо отдать должное крупным дистрибьюторам, которые брали на себя риски и включали эти фильмы в свой пакет, но все же основной акцент их продаж строится на лидерских и зарубежных проектах. Поэтому лауреаты наших питчингов, наши региональные партнеры неоднократно обращались ко мне за помощью в дистрибьюции их фильмов.
Между тем, проводя мероприятия в регионах, мы создали определенное комьюнити, состоящее не только из кинематографистов, но и представителей СМИ, неравнодушных чиновников, руководителей кинотеатров. Импульсом для системного проката регионального контента стал семейный фильм «Испытание аулом», снятый студий Домбай-фильм из Карачаево-Черкесска, где я выступил промо-продюсером. После неудачных переговоров с крупными дистрибьюторами, мы с генеральным продюсером Артуром Наймановым приняли решение прокатывать фильм самим, опираясь на региональные власти, национальные диаспоры Кавказа, дружественные СМИ. В итоге фильм собрал 37 миллионов рублей и вошел в топ-5 платформы Wink. После этого мы решили объединить наше знание регионального рынка с опытом международной и федеральной дистрибьюции Игоря Шибанова. Так возникла компания Movie Go. То есть, если MovieStart занимается поддержкой дебютантов на старте, теперь мы с ними идем вперед. К зрителю.
Корреспондент:
Картина «Суворовец 1944» вышла в российский прокат 25 апреля, накануне майских праздников и Дня Победы. Расскажите про планы по прокату и прокатный потенциал картины.
Игорь Шибанов:
Начав работу с этим фильмом, мы поняли, что тема очень востребована, а на майские праздничные дни намечен только релиз «Блиндажа». Первоначально выпуск нашей картины планировался позже, но из-за появившейся ниши и интереса к этому контенту пришлось ускориться. С самого начала мы не питали каких-либо больших иллюзий по поводу проката и не ставили цель достигнуть результатов блокбастеров. Наша задача – коммерчески отработать фильм и сделать «пробу пера», чтобы посмотреть на процесс, как к этому отнесутся большие киносети и игроки на рынке.
На данный момент расписано 800 копий, приоритет был отдан регионам, главным образом Сибири. В Москве около 10 кинотеатров, в Санкт-Петербурге – 5, остальные находятся в городах от Калининграда до Магадана. Уже заключены сделки на продажу фильма в Казахстан, Узбекистан и Белоруссию.
На данный момент есть большое количество запросов в регионах на проведение социальных показов, творческих встреч со съемочной группой от различных учебных заведений, которые мы осуществим после основного кинотеатрального проката. Кроме того, нас информационно поддерживают Министерство просвещения РФ, Росдетцентр, РВИО и другие организации.
Мы планируем снять продолжение фильма, уже есть синопсис и некоторые наработки. Если все получится, то съемки второй части начнутся этим летом, чтобы на следующие майские праздники к юбилею Победы вышел сиквел «Суворовец. День Победы».
Корреспондент:
Так как фильм посвящен событиям Великой Отечественной войны, картина определенно привлечет в кинотеатры не только целевую аудиторию – молодежь, но и взрослых. На какую аудиторию вы ориентируетесь?
Игорь Шибанов:
Мы не делаем ставку на города-миллионники, наша целевая аудитория – это подростки из регионов, у которых другое воспитание и свои герои. В любом случае, «Суворовец 1944» – это семейное кино, которое востребовано теми, кто воспитан на хорошем советском, приключенческом кино. Референсами для режиссера Дениса Казанцева являлись наши любимые фильмы – «Кортик», «Тимур и его команда», «Неуловимые мстители». В фильме мы говорим о детях, выросших без отцов и по необходимости взявших на себя ответственность за всю семью.
Корреспондент:
Почему вы решили сделать именно фильм «Суворовец 1944» первой ласточкой в своем пакете? Чем вас привлек этот проект и почему он, по вашему мнению, должен привлечь современного зрителя?
Дмитрий Якунин:
Мы нисколько не сомневались, выбирая этот фильм для старта. Эту картину сняла новосибирская студия Краски, имеющая опыт создания семейных фильмов, отмеченных на многих российских киносмотрах. Фильм «Суворовец 1944» был поддержан Президентским фондом культурных инициатив и снят еще на более высоком уровне, чем предыдущие проекты студии. Кроме того, нам показался очень важным и актуальным тот образ подростка-героя, выпускника Суворовского училища, который несет главный герой в исполнении юного актера – Всеволода Казанцева. Такие ориентиры – честные, умные, упорные герои – нужны современным подросткам.
Корреспондент:
По всей России уже начались предпремьерные показы фильма, например, в Кемеровской области, Алтайском крае. В каких городах вы их проводите и каковы отзывы и реакция первых зрителей?
Игорь Шибанов:
Предпремьерные показы начались с Новосибирска, где был снят фильм. На премьеру был приглашен губернатор, его команда и наша целевая аудитория – подростки, кадеты. 23 апреля была осуществлена совместная акция с Роспатриотцентром, благодаря которой «Суворовец 1944» был показан в 26 регионах России одновременно с премьерой на Поклонной горе.
После фильма мало кто из зрителей уходил с сухими глазами, благодаря честным, хорошо срежиссированным и правильно раскрытым сценам.
Фильм победил в номинации Лучшая операторская работа на Международном медиапроекте Свидание с Россией, стал фильмом открытия Международного кинофестиваля День Победы и Международного фестиваля фильмов для детей и юношества Герой. У картины «Суворовец 1944» уже есть крепкая фестивальная региональная история, которая подтверждает, что фильм отвечает запросам нынешнего общества.
Корреспондент:
Перед компанией Movie Go стоят весьма амбициозные задачи. Расскажите о вашей стратегии. Каковы должны быть шаги по налаживанию системы продвижения и проката регионального кино в нашей стране?
Игорь Шибанов:
Когда мы решили, что достаточно основательно беремся за фильм «Суворовец 1944», подумали, что будет дальше. Отобрали несколько проектов, которые планируем запускать в прокат, это программа минимум, которая есть на данный момент. Из них могу выделить картину «Мой друг нерпа», снятую в Бурятии с Борисом Галкиным в главной роли, и созданную в Новосибирске экранизацию Ивана Тургенева «Муму». В нашем пакете есть достаточно известная и получившая награды на фестивалях картина «Тропа» Михаила Кулунакова из Алтая. Мы понимаем, что эти фильмы не претендуют на звание блокбастера, но уверены, у них есть свои зрители, и мы обязательно их приведем в кинотеатры и на онлайн-платформы.
Дмитрий Якунин:
В нашей стране существует немало региональных компаний, уже готовых к созданию картин, которые достойны федерального проката. Один из таких проектов – снятый студией «Ветер перемен» из Хакасии фильм «Шаман», который мы презентовали на Российском кинобизнесе 2024 и будем выпускать этой осенью. На него мы делаем большую ставку и готовим широкий прокат.
Кроме того, мы планируем работать и с проектами федеральных студий, международными проектами, а также системно заниматься продвижением документального кино. Наша задача не просто расписать кино или пристроить фильм на платформы, а работать «точечно» с каждым проектом, взаимодействовать с целевой аудиторией и информационными ресурсами.
Думаю, мы сможем удивить нашими проектами как закупщиков контента, так и зрительскую аудиторию.
Корреспондент:
Региональным фильмам тяжело выйти на федеральный уровень, в общероссийском прокате доля кино из регионов невелика. Для создателей региональных картин показать их широкому зрителю бывает непросто, сейчас лишь якутский кинематограф может похвастаться федеральной известностью. Достаточно ли в настоящее время в стране ресурсов и возможностей, чтобы развивать и продвигать региональное кино?
Игорь Шибанов:
Якутское кино, безусловно, получив репутацию и славу, пытается обособиться от дистрибьюторов и самостоятельно выпускать фильмы в прокат. На данный момент у них такая стратегия. Между тем, считаю, что якутские фильмы могут быть востребованы и на федеральном уровне. Наша задача им помочь в этом движении.
Желающих заниматься дистрибьюцией самостоятельно много, но специалистов нет. Основная проблема в регионах – нехватка профессионалов, продюсеров, которые смогли бы разговаривать на понятном языке с крупными сетями кинотеатров, дистрибьюторскими компаниями или телекомпаниями. Пока что мало кто воспринимает их всерьез, но время для их роста есть. И мы готовы двигаться с ними вперед.
Дмитрий Якунин:
Совсем недавно на Форуме «Новый вектор» в Белокурихе мы презентовали 19 студий Сибири. Один из экспертов сказал, что раньше он думал, что региональное кино – это только Якутия, Башкирия и немного Бурятии. Однако только в Сибири есть несколько качественных студий, создающих проекты, в том числе и документальные, достаточно высокого уровня. По своему опыту скажу, что подобные студии есть по всей России. И качество их контента будет с каждым годом только расти.
Корреспондент:
Расскажите о задачах, которые стоят перед Фондом поддержки регионального кинематографа в этом году?
Дмитрий Якунин:
Флагманский проект Фонда – конкурс документальных фильмов «Россия-взгляд в будущее», прием заявок на который заканчивается 30 апреля. Фондом выделяется 150 миллионов рублей на реализацию 10 альманахов и 50 короткометражных фильмов, посвященных актуальным региональным трендам. Фильмы, поддержанные Фондом в 2022 году, представлены на федеральных платформах и телеканалах, среди них – Okko, Premier, Триколор, Общественное ТВ, Культура, Ред медиа, Неизвестная Россия и другие.
Кроме этого, мы готовим Форум регионального кинематографа Новый вектор. Северо-Кавказский этап пройдет в Ставропольском крае с 4 по 6 июня, Дальневосточный – с 10 по 12 сентября в Республике Бурятия. Общефедеральный форум пройдет с 8 по 10 июля в Светлогорске. Главная задача проекта – обмен опытом между региональными киностудиями и кинокомиссиями, а также представителями исполнительной власти по развитию кинематографа.
Корреспондент:
Планируете ли наладить сотрудничество со стриминговыми платформами, и можно ли будет увидеть фильм после кинотеатрального проката в одном из российских онлайн-кинотеатров?
Игорь Шибанов:
Со стриминговыми сервисами и ведущими телеканалами мы сотрудничаем в разных сферах деятельности уже давно. Сейчас мы находимся на этапе переговоров с несколькими из них. Уверен, «Суворовец 1944» и другие наши фильмы скоро появятся на ведущих платформах и телеканалах. Между тем, когда мы начали работать с региональным кино, то не преследовали задачу заработать здесь и сейчас, потому что понимаем, что это задача на вырост. После презентации нашей компании на Российском кинобизнесе крупные сети и представители онлайн-платформ подтвердили, что мы идем правильной дорогой.