Европейская аудиовизуальная обсерватория изучила основные источники финансирования европейских игровых фильмов, которые были выпущены в кинотеатрах в 2021 году. Оказалось, что налоговые льготы впервые стали вторым по важности источником средств для картин после прямого государственного финансирования.
В 2021 году финансирование европейских игровых фильмов основывалось, в основном, на пяти различных источниках: прямое государственное финансирование, налоговые льготы, инвестиции телекомпаний, инвестиции продюсеров и предварительные продажи.
Государственное финансирование составляло 26% от общего объема финансирования фильмов, налоговые льготы — 21%, инвестиции продюсеров — 18%, инвестиции телекомпаний — 17%, а предварительные продажи — 13%.
В исследовании прямое государственное финансирование определяется как государственное финансирование со стороны национальных, региональных и местных органов в стране производства фильма.
Под налоговыми льготами подразумеваются национальные и зарубежные льготы, финансовые стимулы, гранты, субсидии.
Также, в статье были изучены бюджеты 448 европейских игровых фильмов, выпущенных в 2021 году. В зависимости от рынка, бюджеты фильмов и структуры их финансирования существенно различаются. В частности, процентная доля прямого государственного финансирования снижается с увеличением размера рынка и объема бюджета картины. Например, прямое государственное финансирование составляет 18% от общего объема финансирования на четырех крупнейших европейских рынках, но на средних рынках оно составляет 44% и 63% — на малых рынках.
Напротив, величина налоговых льгот увеличивается с размером рынка: с 3% на небольших рынках до 14% на средних рынках, и до 24% на крупных рынках. Кроме того, значимость инвестиций продюсеров, а также предварительных продаж сравнительно невелика на малых и средних рынках по сравнению с крупными рынками.
Инвестиции продюсеров оказались более значительными для микро- и малобюджетных фильмов, составляя 26% и 21% от общего объема финансирования соответственно, по сравнению со среднебюджетными (15%), а также много- и сверхмногобюджетными фильмами (18% в обоих случаях).
Судя по данным исследования, средний бюджет европейского игрового фильма, выпущенного в 2021 году, составил 2,12 млн евро. При этом неудивительно, что средний бюджет фильмов больше на более крупных рынках и ниже в странах с низким потенциалом кассовых сборов, поскольку успех в прокате на национальных рынках остается ключевым моментом для большинства картин.
Средний бюджет европейского игрового фильма, снятого во Франции, Германии, Италии или Великобритании (крупные рынки, включенные в исследование), составил 2,7 млн евро в 2021 году. Бюджет игрового фильма, произведенного на среднем европейском рынке, оказался близок к 1,8 млн евро и 0,7 млн евро — для игровых фильмов с небольших рынков.