1 августа в российский прокат выходит фантастическая комедия Брюно Дюмона «Империя» (дистрибьютор – Русский Репортаж), удостоившаяся Приза жюри на Берлинале-2024. Во время киносмотра корреспонденту интернет-портала ПрофиСинема удалось взять эксклюзивное интервью у французского режиссера. Дюмон рассказал, почему он решил снять кино про битву инопланетных кланов Добра и Зла в духе «Звездных войн» и добавить в него персонажей из своих предыдущих работ, как фильм связан с его дебютной картиной «Жизнь Иисуса», почему он всегда снимает свои ленты в одном и том же месте на севере Франции, любит работать с непрофессиональными актерами и многое другое.
Режиссер также отметил, почему ему близка тема постижения «сути людской природы, когда каждый человек пытается на протяжении всей своей короткой, по меркам Вселенной, жизни сбалансировать в душе добро и зло».
Елена Трусова:
Ваша новая картина «Империя» – о противостоянии сил Добра и Зла, которое начинается в маленькой рыбацкой деревушке и разрастается до космических масштабов. Расскажите про то, как к вам пришла идея фильма, о первой искре вдохновения, что послужила причиной сделать этот фантастический проект с необычным концептом?
Брюно Дюмон:
У меня почти одновременно возникло сразу несколько идей, которые в итоге объединились в одну. Во-первых, мне хотелось сделать приквел моего дебютного фильма «Жизнь Иисуса», во-вторых, космическую оперу, в-третьих, вернуться к некоторым старым, узнаваемым героям.
Я изначально ставил целью миксовать жанры, а также сделать персонажей не похожими ни на супергероев из классических голливудских блокбастеров, ни на типичных героев реалистичных современных европейских фильмов. Я пытался порассуждать о противостоянии Добра и Зла в манере, отличной как от европейского, так и голливудского кино.
Елена Трусова:
Почему вы все-таки решили посмотреть с другой, достаточно безумной, стороны именно на сюжет франшизы «Звездные войны»?
Брюно Дюмон:
Я решил скомбинировать несколько моделей всем известного и узнаваемого кино – «Звездные войны» – с одной стороны, фильм Кубрика – с другой. Что касается «Звездных войн», то я считаю, что в этих фильмах заложена очень оригинальная, экстраординарная идея вселенского противостояния Добра и Зла. Первый фильм франшизы я посмотрел в 1977 году в США, и я до сих пор помню свои непередаваемые впечатления от него.
Американцы избрали свой уникальный, я бы даже сказал изощренный, путь в раскрытии темы космического противоборства. Я же, когда придумывал, например, космические корабли для «Империи», хотел, чтобы они не были ироничным подобием шаттлам из «Звездных войн», а, скорее, могли поразить воображение зрителя.
Елена Трусова:
В фильме можно заметить персонажей, уже известных по вашим предыдущим работам, таких как Ван дер Вейден и Карпентьер из проектов о Кенкене. Было ли для вас важно включить их в эту историю?
Брюно Дюмон:
Да, я хотел добавить комедии в повествование и, как я упоминал ранее, включить, некоторых своих старых, узнаваемых персонажей в эту картину. Ван дер Вейден и Карпентьер просто необходимы этой истории, они добавляют комичных элементов и даже, если можно так сказать, бурлеска. А моей главной целью было как раз максимально смешать жанры. Я не стремился сделать серьезную космическую оперу с драматичной развязкой. Во время работы над проектом я чувствовал себя будто на своеобразной творческой кухне, где в главное блюдо я добавлял всего по чуть-чуть и смотрел, что получится в итоге.
Елена Трусова:
Тогда хочется спросить, как вы работали над сценарием, что за темы вам было важнее всего в нем отразить?
Брюно Дюмон:
Это история в том числе и о происхождении мира, и о его модификации до того, каким он предстает сейчас, каким будет в будущем. Сначала зрителю может показаться, что события происходят в настоящем времени, но потом выясняется, что здесь персонажи – наполовину андроиды, наполовину ангелы, наполовину демоны, а род человеческий разрывается – как и на протяжении всего своего существования – между Добром и Злом. Несмотря на тысячелетия эволюции, люди со всего мира все равно сталкиваются лицом к лицу с этой проблемой – какую из сторон выбрать.
Елена Трусова:
Вносили ли вы изменения в сценарий по ходу съемок? Учитывая, что вы часто работаете с непрофессиональными актерами, приходится ли как-то корректировать сценарий, исходя из их работы на площадке?
Брюно Дюмон:
Я не настолько предан сценарию. Мне важно, как интерпретируют его сами актеры на съемках. Я позволяю непрофессиональным актерам отходить от сценария, и их импровизация – настоящее сокровище для меня. Это добавляет искренности всей истории.
Елена Трусова:
А что касается темы любви в вашем кино, здесь вы уделяете этому чувству и взаимоотношениям персонажей много времени, что борьба Добра со Злом иногда отходит на второй план.
Брюно Дюмон:
Конечно, и в фильме, да и в жизни, все базируется на любви, все сущее черпает из нее силу. Любовь принимает различные формы, она может угасать, мотивировать людей на поступки, а может перерастать в одержимость. Я пытался отразить ее присутствие в мире, ее трансформацию в героях.
Елена Трусова:
У ваших фильмов особая, узнаваемая эстетика, причем и сами актеры всегда гармонично в нее вписываются. Как вы создаете этот мир и как работаете с актерами?
Брюно Дюмон:
В фильме я отражаю свой взгляд на окружающую действительность. Я люблю наблюдать за миром вокруг меня, изучать его шаг за шагом, а затем отражать в своих картинах. Но я не ученый, чтобы в своих фильмах раскрывать мир в фактах и деталях, я – исследователь.
Так же и в работе с актерами, я изучаю их и затем нахожу подход к каждому. И поэтому я люблю работать с непрофессиональными актерами, они – часть окружающего мира, что я ежедневно рассматриваю, с ними мне легко и комфортно.
Елена Трусова:
А что касается самих съемок – где и как долго вы снимали? Я узнала похожие пейзажи из других ваших проектов, это ваши любимые места?
Брюно Дюмон:
Да, я всегда снимаю в одном и том же месте. Я живу недалеко и знаю как свои пять пальцев каждый уголок.
И в будущем продолжу снимать здесь – на севере Франции, так как не вижу смысла искать новое место для съемок, когда мне уже посчастливилось найти идеальное.
«Империю» мы снимали на протяжении двух месяцев, летом 2022 года.
Елена Трусова:
Я отметила для себя несколько интересных, особенных моментов в фильме. В частности, запомнилась фраза «Каждый человек — это баланс добра и зла». Вы так считаете или эта фраза идет в противовес действительности, потому как мне кажется, в современном мире сложно найти баланс?
Брюно Дюмон:
Я по-настоящему верю в то, что не существует всецело плохих или всецело хороших людей. В каждом человеке постоянно идет борьба между добром и злом, причем очень хаотично и в разных направлениях. Каждый из нас осознает, что нужно делать что-то хорошее для кого-то, для себя самого, но при этом мы продолжает врать, предавать, это часть человеческой природы, часть каждого из нас. Именно кинематограф должен ставить перед нами эти глубинные, актуальные вопросы, на которые стоило бы найти ответы.
Не существует Добра в чистом виде, зачастую Зло – это недостаток Добра в мире, в человеке. Борьба Добра и Зла в фильме – это борьба внутри каждого из нас.