«Близкие контакты третьей степени» (англ. Close Encounters of the Third Kind) — американский научно-фантастический фильм 1977 года режиссёра Стивена Спилберга.
«Близкие контакты третьей степени», фильм, 1977 г.В 1978 году фильм был выдвинут на премию «Оскар» в 8 номинациях, из которых выиграл одну — за операторскую работу.
«Близкие контакты третьей степени», фильм, 1977 г.Сюжет
На Земле в разных точках были зафиксированы необычные явления.
Первой в этом списке была мексиканская пустыня Сонора, где из ниоткуда появилась эскадрилья самолётов без экипажа. Как позднее выяснилось, это были машины 19-го тренировочного рейса, без вести пропавшие в декабре 1945 года. Высланная на место исследовательская группа во главе с французским учёным Клодом Лакомбом (Франсуа Трюффо) ничего не могла понять, даже странные слова местного старика, который утверждал, что ночью взошло солнце и запело ему песню.
Затем в Центре контроля за воздушным движением в Индианаполисе был зафиксирован НЛО, с которым установили визуальный контакт летевшие неподалеку самолёты. В городе Мунси в американском штате Индиана в детской комнате со спящим ребёнком Берри (Кэри Гуффи) включились все механические игрушки. Заработали также и бытовые приборы, а в окна ударил слепящий свет. Берри встал, вышел из дома и убежал куда-то в ночь. Его мать Джиллиан Гуилер (Мелинда Диллон) пыталась догнать ребёнка, но её сын исчез в темноте и пропал. В эту же ночь во всём городе пропало электричество. Выехавший на повреждение электрик Рой Нери (Ричард Дрейфус) встретился с настоящим НЛО. Автомобиль, в котором ехал Рой, попал под мощный пучок света, после чего над шоссе пронеслись 4 светящихся шара и пропали за горизонтом. И сразу же включился свет.
Следующая сцена происходит в Монголии, в пустыне Гоби, где среди песков оказалось давно пропавшее в Бермудском треугольнике судно «Котопахи» без экипажа. Ещё один интересный факт был зафиксирован в северо-индийском городе Дхарамсала, где местное население в молитвах постоянно повторяет пять тональных божественных звуков, которые, по их утверждениям, доносились с неба. Феномен заключается в том, что те же самые звуки были приняты астрономами на «Goldstone Radio Telescope» с расстояния 7 световых секунд, находящегося в пределах плоскости эклиптики, а после их исследования оказалось, что это земные географические координаты места, находящегося в штате Вайоминг.
Эти координаты были точкой предполагаемого Контакта. Район (почти 300 квадратных миль) правительство засекречивает. Здесь под предлогом опасности смертельного заражения эвакуируют всех жителей города Муркрофт. Но именно сюда со всех концов США стекаются десятки людей — свидетелей НЛО, которых в течение некоторого времени посещали навязчивые видения. Среди них — Джиллиан Гуилер и Рой Нери, одержимость которого приняла такую форму, что от него даже уехала жена Ронни (Тери Гарр) с детьми, боясь за их жизни. После их отъезда Рой с феноменальной работоспособностью решил материализовать свои видения, в результате чего посреди гостиной возникла огромная, до самого потолка гора под названием «Чёртова башня» — та самая, которая стоит в точке Контакта.
Из всех прибывших в Муркрофт избранных НЛО американцев только Рою и Джиллиан удаётся достигнуть «Чертовой башни» (несмотря на все запреты, плотное военное оцепление и преследование), перебраться через неё и наблюдать за посадочной площадкой для пришельцев.
Финал картины представляет собой контакт землян с внеземным разумом, прелюдией к которому стала сыгранная на огромном светящемся органе мелодия из 5 нот из индийского города Дхарамсала — своеобразное приветствие землян братьям по разуму. Этот долгий и подробный процесс наблюдали как многочисленные учёные и военные, задействованные в этой тайной операции, так и Рой с Джиллиан. После «разведки» небольших светящихся точек, сюда прибыл главный инопланетный корабль, из недр которого вышли все пропавшие некогда люди — лётчики пропавшей тридцать лет назад эскадрильи (при этом ничуть не постарели), экипаж «Котопахи», сын Джиллиан и др. Эта симфония космического братства закончилась тем, что к землянам вышли пришельцы маленького роста и из всей команды добровольцев, которую земляне подготовили, предвидя такой оборот событий, взяли с собой только Роя Нери.
Съёмки
Первоначальный вариант фильма написал Пол Шредер, но Стивен Спилберг так основательно его изменил, что сценарист потребовал убрать своё имя из титров.
Одно из рабочих названий картины — «Внимание на небо» (англ. Watch the Skies) — финальные слова другого фантастического фильма, «Существо из другого мира» (The Thing From Another World, 1951). Эта же фраза звучит и в фильме: из телевизора в момент пробуждения Роя Нери.
На этапе планирования Стивен Спилберг тщательно изучал различные доклады, всевозможные сведения о НЛО, встречался с людьми, которые так или иначе сталкивались с неведомыми человечеству явлениями.
По первоначальной задумке режиссёра корабль инопланетян должен был представлять собой что-то огромное и тёмное, но во время съёмок в Индии, когда Спилберг часто проезжал мимо ярко освещённого в ночное время нефтеперерабатывающего завода, заворожённый красивым зрелищем, он изменил свои планы. И в картине корабль пришельцев представляется огромным и светящимся яркими огнями.
На роль Роя Нери пробовались Стив Маккуин, Дастин Хоффман и Джин Хэкмен.
На роль учёного Клода Лакомба, специалиста по НЛО, был приглашён знаменитый французский режиссёр Франсуа Трюффо.
Фильм снимался в Лос-Анджелесе, штатах Алабама, Калифорния (в пустыне Мохаве), Вайоминге, а также в Мексике и в Индии (в Бомбее).
На съёмках было задействовано 11 кинооператоров.
Для того, чтобы вызвать у маленького Кэри Гуффи, игравшего роль Берри, удивление на лице, два оператора, занятые в съёмках, надели на себя костюмы клоуна и гориллы. Для другой сцены, где Берри произносил слово: «Игрушки!», — Спилберг позади камеры показывал ребёнку игрушечный автомобиль. Юный Кэри Гуффи был очень аккуратным актёром. Для его ролей всегда хватало одного-двух дублей.
Роль инопланетян, вышедших из корабля, сыграли одетые в специальные резиновые костюмы местные девочки 8-12 лет. На этом настоял сам Спилберг, так как, по его мнению, они двигаются более элегантно, чем мальчики.
Актёр Боб Балабан во время съёмок фильма негласно вёл дневник, где подробно описывался ход создания картины. Впоследствии этот дневник был издан к началу проката фильма на экранах.
Прокат, альтернативные версии
Кассовые сборы в США — 128,3 млн долл., кассовые сборы во всем мире — 300 млн долл.
Фильм был выпущен, в том числе, и на дисках формата CED (англ.).
Новый вариант, под названием «Близкие контакты третьего вида. Специальная версия» (1980), на три минуты короче, за счёт монтажных сокращений в середине действия, но имеет вставку в финале: Рой входит в космический корабль инопланетян, где видит ниспадающий «божественный» свет и смутные очертания худого с длинными конечностями пришельца.
Режиссёр несколько раз дополнял фильм. Первое дополнение, под названием «Специальная версия» (Special Edition), вышло в 1980 году, а последнее — пятое — на видео в 1998 году под названием «Коллекционная версия» (The Collector’s Edition). Была ещё одна версия, изданная 12 января 1999 года исключительно для AFI «Top 100 Films of All Time» под названием «Окончательная режиссёрская редакция» (Definitive director’s edition).
«Близкие контакты третьей степени» (англ. Close Encounters of the Third Kind) — американский научно-фантастический фильм 1977 года режиссёра Стивена Спилберга. «Близкие контакты третьей степени», фильм, 1977 г. В 1978 году фильм был выдвинут на премию «Оскар» в 8 номинациях, из которых выиграл одну — за операторскую работу. «Близкие контакты третьей степени», фильм, 1977 г. Сюжет На Земле в разных точках были зафиксированы необычные явления. Первой в этом списке была мексиканская пустыня Сонора, где из ниоткуда появилась эскадрилья самолётов без экипажа. Как позднее выяснилось, это были машины 19-го тренировочного рейса, без вести пропавшие в декабре 1945 года. Высланная на место исследовательская группа во главе с французским учёным Клодом Лакомбом (Франсуа Трюффо) ничего не могла понять, даже странные слова местного старика, который утверждал, что ночью взошло солнце и запело ему песню. Затем в Центре контроля за воздушным движением в Индианаполисе был зафиксирован НЛО, с которым установили визуальный контакт летевшие неподалеку самолёты. В городе Мунси в американском штате Индиана в детской комнате со спящим ребёнком Берри (Кэри Гуффи) включились все механические игрушки. Заработали также и бытовые приборы, а в окна ударил слепящий свет. Берри встал, вышел из дома и убежал куда-то в ночь. Его мать Джиллиан Гуилер (Мелинда Диллон) пыталась догнать ребёнка, но её сын исчез в темноте и пропал. В эту же ночь во всём городе пропало электричество. Выехавший на повреждение электрик Рой Нери (Ричард Дрейфус) встретился с настоящим НЛО. Автомобиль, в котором ехал Рой, попал под мощный пучок света, после чего над шоссе пронеслись 4 светящихся шара и пропали за горизонтом. И сразу же включился свет. Следующая сцена происходит в Монголии, в пустыне Гоби, где среди песков оказалось давно пропавшее в Бермудском треугольнике судно «Котопахи» без экипажа. Ещё один интересный факт был зафиксирован в северо-индийском городе Дхарамсала, где местное население в молитвах постоянно повторяет пять тональных божественных звуков, которые, по их утверждениям, доносились с неба. Феномен заключается в том, что те же самые звуки были приняты астрономами на «Goldstone Radio Telescope» с расстояния 7 световых секунд, находящегося в пределах плоскости эклиптики, а после их исследования оказалось, что это земные географические координаты места, находящегося в штате Вайоминг. Эти координаты были точкой предполагаемого Контакта. Район (почти 300 квадратных миль) правительство засекречивает. Здесь под предлогом опасности смертельного заражения эвакуируют всех жителей города Муркрофт. Но именно сюда со всех концов США стекаются десятки людей — свидетелей НЛО, которых в течение некоторого времени посещали навязчивые видения. Среди них — Джиллиан Гуилер и Рой Нери, одержимость которого приняла такую форму, что от него даже уехала жена Ронни (Тери Гарр) с детьми, боясь за их жизни. После их отъезда Рой с феноменальной работоспособностью решил материализовать свои видения, в результате чего посреди гостиной возникла огромная, до самого потолка гора под названием «Чёртова башня» — та самая, которая стоит в точке Контакта. Из всех прибывших в Муркрофт избранных НЛО американцев только Рою и Джиллиан удаётся достигнуть «Чертовой башни» (несмотря на все запреты, плотное военное оцепление и преследование), перебраться через неё и наблюдать за посадочной площадкой для пришельцев. Финал картины представляет собой контакт землян с внеземным разумом, прелюдией к которому стала сыгранная на огромном светящемся органе мелодия из 5 нот из индийского города Дхарамсала — своеобразное приветствие землян братьям по разуму. Этот долгий и подробный процесс наблюдали как многочисленные учёные и военные, задействованные в этой тайной операции, так и Рой с Джиллиан. После «разведки» небольших светящихся точек, сюда прибыл главный инопланетный корабль, из недр которого вышли все пропавшие некогда люди — лётчики пропавшей тридцать лет назад эскадрильи (при этом ничуть не постарели), экипаж «Котопахи», сын Джиллиан и др. Эта симфония космического братства закончилась тем, что к землянам вышли пришельцы маленького роста и из всей команды добровольцев, которую земляне подготовили, предвидя такой оборот событий, взяли с собой только Роя Нери. Съёмки Первоначальный вариант фильма написал Пол Шредер, но Стивен Спилберг так основательно его изменил, что сценарист потребовал убрать своё имя из титров. Одно из рабочих названий картины — «Внимание на небо» (англ. Watch the Skies) — финальные слова другого фантастического фильма, «Существо из другого мира» (The Thing From Another World, 1951). Эта же фраза звучит и в фильме: из телевизора в момент пробуждения Роя Нери. На этапе планирования Стивен Спилберг тщательно изучал различные доклады, всевозможные сведения о НЛО, встречался с людьми, которые так или иначе сталкивались с неведомыми человечеству явлениями. По первоначальной задумке режиссёра корабль инопланетян должен был представлять собой что-то огромное и тёмное, но во время съёмок в Индии, когда Спилберг часто проезжал мимо ярко освещённого в ночное время нефтеперерабатывающего завода, заворожённый красивым зрелищем, он изменил свои планы. И в картине корабль пришельцев представляется огромным и светящимся яркими огнями. На роль Роя Нери пробовались Стив Маккуин, Дастин Хоффман и Джин Хэкмен. На роль учёного Клода Лакомба, специалиста по НЛО, был приглашён знаменитый французский режиссёр Франсуа Трюффо. Фильм снимался в Лос-Анджелесе, штатах Алабама, Калифорния (в пустыне Мохаве), Вайоминге, а также в Мексике и в Индии (в Бомбее). На съёмках было задействовано 11 кинооператоров. Для того, чтобы вызвать у маленького Кэри Гуффи, игравшего роль Берри, удивление на лице, два оператора, занятые в съёмках, надели на себя костюмы клоуна и гориллы. Для другой сцены, где Берри произносил слово: «Игрушки!», — Спилберг позади камеры показывал ребёнку игрушечный автомобиль. Юный Кэри Гуффи был очень аккуратным актёром. Для его ролей всегда хватало одного-двух дублей. Роль инопланетян, вышедших из корабля, сыграли одетые в специальные резиновые костюмы местные девочки 8-12 лет. На этом настоял сам Спилберг, так как, по его мнению, они двигаются более элегантно, чем мальчики. Актёр Боб Балабан во время съёмок фильма негласно вёл дневник, где подробно описывался ход создания картины. Впоследствии этот дневник был издан к началу проката фильма на экранах. Прокат, альтернативные версии Кассовые сборы в США — 128,3 млн долл., кассовые сборы во всем мире — 300 млн долл. Фильм был выпущен, в том числе, и на дисках формата CED (англ.). Новый вариант, под названием «Близкие контакты третьего вида. Специальная версия» (1980), на три минуты короче, за счёт монтажных сокращений в середине действия, но имеет вставку в финале: Рой входит в космический корабль инопланетян, где видит ниспадающий «божественный» свет и смутные очертания худого с длинными конечностями пришельца. Режиссёр несколько раз дополнял фильм. Первое дополнение, под названием «Специальная версия» (Special Edition), вышло в 1980 году, а последнее — пятое — на видео в 1998 году под названием «Коллекционная версия» (The Collector’s Edition). Была ещё одна версия, изданная 12 января 1999 года исключительно для AFI «Top 100 Films of All Time» под названием «Окончательная режиссёрская редакция» (Definitive director’s edition).