«Самогонщики» — советский комедийно-приключенческий короткометражный художественный фильм, снятый в 1961 году на киностудии «Мосфильм» режиссёром Леонидом Гайдаем. Вместе с фильмом «Пёс Барбос и необычный кросс» это первое произведение о трио антигероев-жуликов Труса, Балбеса и Бывалого. Фильм входит в «Сборник комедийных фильмов» (Мосфильм, 1961), куда также вошли фильмы, вышедшие порознь («Чужой бумажник», «Водяной», «Большие неприятности»).
В небольшом бревенчатом домике трое друзей — Трус, Балбес и Бывалый — изготовляют (гонят) самогон. Дело идёт споро. Поработав, друзья пробуют самогон, и, ради шутки, кидают Псу Барбосу сахар, смоченный в самогоне. Обиженный Пёс роняет бутыли с самогоном и крадёт змеевик от самогонного аппарата. Троица пускается в погоню за собакой. В конце концов, все вместе прибегают к отделению милиции, где самогонщиков арестовывают.
В ролях:
Георгий Вицин — Трус
Евгений Моргунов — Бывалый
Юрий Никулин — Балбес
Владимир Пицек — строгий милиционер
По словам авторов, песня, которую мы слышим в фильме — второй вариант, коренным образом переработанный.
Песню самогонщиков сперва сочинил Юрий Никулин. «Первый дубль» получился настолько удачным, что руководство забеспокоилось: «Ребята, что вы делаете? Завтра вашу песню будет петь вся страна!». И действительно — сначала всё писалось на мелодию народной песни «Семёновна», что (после демонстрации в кинотеатрах страны), несомненно, вылилось бы в конце концов в повальное застольное, истинно всенародное пение, а текст «Не футболисты мы, не велогонщики, и не артисты мы, а самогонщики! А мы пить будем, а мы гнать будем, и культуру производства повышать будем! И помогают нам всегда: сахар, дрожжи и вода» в устах нетрезвых граждан будет иметь явный издевательский оттенок.
Пришлось «переделывать хуже» — поэт Владимир Лифшиц написал стихи про «хитроумный аппарат». Второй вариант мелодии уже был не настолько удобен для группового пения: теперь в песне присутствовала политкорректная, но несомненно удачная находка — куплет Труса про тюремное заключение за самогоноварение.
«Самогонщики» — советский комедийно-приключенческий короткометражный художественный фильм, снятый в 1961 году на киностудии «Мосфильм» режиссёром Леонидом Гайдаем. Вместе с фильмом «Пёс Барбос и необычный кросс» это первое произведение о трио антигероев-жуликов Труса, Балбеса и Бывалого. Фильм входит в «Сборник комедийных фильмов» (Мосфильм, 1961), куда также вошли фильмы, вышедшие порознь («Чужой бумажник», «Водяной», «Большие неприятности»). В небольшом бревенчатом домике трое друзей — Трус, Балбес и Бывалый — изготовляют (гонят) самогон. Дело идёт споро. Поработав, друзья пробуют самогон, и, ради шутки, кидают Псу Барбосу сахар, смоченный в самогоне. Обиженный Пёс роняет бутыли с самогоном и крадёт змеевик от самогонного аппарата. Троица пускается в погоню за собакой. В конце концов, все вместе прибегают к отделению милиции, где самогонщиков арестовывают. В ролях: Георгий Вицин — Трус Евгений Моргунов — Бывалый Юрий Никулин — Балбес Владимир Пицек — строгий милиционер По словам авторов, песня, которую мы слышим в фильме — второй вариант, коренным образом переработанный. Песню самогонщиков сперва сочинил Юрий Никулин. «Первый дубль» получился настолько удачным, что руководство забеспокоилось: «Ребята, что вы делаете? Завтра вашу песню будет петь вся страна!». И действительно — сначала всё писалось на мелодию народной песни «Семёновна», что (после демонстрации в кинотеатрах страны), несомненно, вылилось бы в конце концов в повальное застольное, истинно всенародное пение, а текст «Не футболисты мы, не велогонщики, и не артисты мы, а самогонщики! А мы пить будем, а мы гнать будем, и культуру производства повышать будем! И помогают нам всегда: сахар, дрожжи и вода» в устах нетрезвых граждан будет иметь явный издевательский оттенок. Пришлось «переделывать хуже» — поэт Владимир Лифшиц написал стихи про «хитроумный аппарат». Второй вариант мелодии уже был не настолько удобен для группового пения: теперь в песне присутствовала политкорректная, но несомненно удачная находка — куплет Труса про тюремное заключение за самогоноварение.