В конце декабря 2022 года Дирекция по поддержке кинопроектов и организации фестивалей Время кино отметила свой первый юбилей. Руководитель Время кино Альбина Нафигова рассказала ПрофиСинема об итогах пятилетней работы, продуктивном начале нового года и перспективных планах на ближайшие 5 лет, а также системе продвижения регионального кино и многом другом.
Корреспондент:
В вашем прошлом интервью для ПрофиСинема, которое вышло в самый разгар пандемии в 2020 году, вы рассказывали про то, как справлялись с вызовами и искали новые формы работы. 2022 год принес нам очередные испытания, но некоторые называют новую реальность временем возможностей. Как вы оцениваете ситуацию в российской киноиндустрии и с какими задачами и установками вошли в 2023 год, который только начался?
Альбина Нафигова:
Мы вошли в год с итогами двух межрегиональных питчингов (в рамках кинопремии Золотая тарелка), которые в общем-то продемонстрировали те самые возможности: взаимное притяжение регионального кино (идей, ресурсов, авторов) и федеральных специалистов в области производства, проката. Весной 2022 года мы собрали проекты в стадии завершения съемок (work-in-progress), а зимой добавили стартовые разработки и сериалы. Оба сезона вышли продуктивными. В 2023 году ожидаем увидеть наших победителей на фестивалях и в прокате, это как раз результат работы прошлого года. Весной и летом планируем провести показы всех фильмов-победителей с момента проведения первого питчинга в Казани, а это итоги пятилетней работы.
Что касается вызовов, так для регионального кино – это естественная среда обитания. Оно существует, скорее, не благодаря, а вопреки. Природа регионального кино – это такое своенравное, упрямое ископаемое, недостаточно изученное. Добывается одиночными артелями, нет пока промышленного сбыта. Но оно уже может претендовать не только на фестивальную логистику. Ему нужна жанровая огранка. И те, кто умеют это делать, начали внимательнее приглядываться к нему.
Корреспондент:
Давайте сразу перейдем к Межрегиональной кинопремии Алтын тәлинкә / Золотая тарелка, учрежденной в 2019 году с целью выявить молодые таланты в регионах России и мотивировать их. Как за все время расширилась география участников, количество и качество самих заявок? Можете ли вы поделиться статистикой, сколько молодых авторов за эти четыре года было представлено на премии, скольким была оказана поддержка и сколько зрителей посмотрели конкурсные фильмы?
Альбина Нафигова:
Первый год было более 100 фильмов из более 20 регионов. Наиболее активными можно было выделить: Якутию, Башкирию, Татарстан, они и вошли в топ зрительских предпочтений. Тогда же ярко заявили о себе авторы из Кабардино-Балкарии, им достались основные призы экспертного тура.
Во второй год прирост составил до 40 регионов и фильмов пришло вдвое больше. Из наиболее активных снимающих пришло много заявок, качество их росло. Присоединились Сибирь, Юг России, разнообразилась палитра Кавказа. Сейчас в каталоге 400 фильмов, охвачены все федеральные округа, качество заявок растет. Мы верстаем тематические и жанровые программы и делаем показы. Зрительский охват более 10 000, это то, что мы успеваем посчитать.
Все больше запросов от площадок, есть постоянные партнеры, есть разовые мероприятия. Увеличилось количество выездных мероприятий. По динамике питчингов Золотой тарелки хочется сказать отдельно. Весной мы намеренно сузили поиск вокруг проектов в стадии завершения и брали только региональные заявки, для столицы оставили «лазейку» – региональная локация или ресурсы непременно должны были быть. И ожидали скромное количество почти готовых фильмов. Реальность вдвое превзошла количественные ожидания. А зимой еще больше заявок пришло из 36 регионов страны. Всего за три сезона кинопремии в экспертный тур мы приняли 800 заявок.
Корреспондент:
Ранее на питчинге Время кино, который проходит ежегодно с 2017 года, основной упор делался на кинопроекты на стадии завершения производства, а в прошлом году были добавлены категории для сериалов и фильмов на стадии запуска. Каким образом подходите к оценке проектов на старте, когда их потенциал еще очень сложно оценить?
Альбина Нафигова:
С 2017 года у нас были проекты на разных стадиях, и они весьма различались по качеству. Тогда в общем-то только все начиналось в регионах с питчингами. Понятно, что с каждым годом шлифовался сам формат, участники получали опыт презентаций, работы и заявки становились крепче. Это в прошлом году мы осознанно решили собрать в весеннем питчинге кинопремии только в стадии завершения и только региональные проекты. Позже проанализировали запросы от экспертов и региональных кинематографистов, увидели большое желание регионов попробовать себя в сериале и на стартовом этапе. Решили – почему бы нет? У нас прекрасные эксперты, их опыт достаточен для определения победителей и распределения призового фонда. Кроме того, они могут дополнительно взять в поддержку проекты на стадии старта и уже вначале направить по правильному пути. Правильный путь – это к зрителю, и кому как не дистрибьютору или продюсеру знать все тонкости этого маршрута? В категории Старт пришло больше всего заявок, качество было очень разное. В шорт-лист были отобраны лучшие из них. Призы получили два стартовых проекта – сериал из Якутии и полнометражный игровой фильм из Татарстана. Прелесть стартовых проектов в том, что они «новорожденные», их можно возделывать с нуля. Риски тоже есть, несомненно. Поэтому мы приглашаем к работе экспертов, которым интересен такой опыт, сотрудничество с региональным кино, профессиональный азарт.
Корреспондент:
Призовой фонд премии растет из года в год: и если в 2019 году он составлял 1,3 млн рублей, то в прошлом году общий призовой фонд равнялся уже 2,8 млн рублей. Планируете ли и дальше увеличивать его, и за счет чего?
Альбина Нафигова:
О, ну, здесь никак без благодарностей за поддержку кинопремии Золотая тарелка / Алтын тәлинкә Президентскому фонду культурных инициатив. Это основной призовой фонд. В этом году у нас 3 млн рублей. За счет экспертов и партнеров он еще и увеличивается. Например, в зимнем питчинге кинокомпания Русское увеличила призовой фонд до 1 млн рублей. И вы знаете, эти средства идут по назначению. Еще весной мы наградили победителя, а зимой – уже готовый фильм. И автор приходит с новой заявкой. Этой весной мы сможем показать зрителю обе работы. Призовой фонд хотим увеличивать, конечно. Потому что сумасшедшие регионалы даже и не думают тратить призы на что-то кроме кино. Это либо возмещение расходов по фильму, победившему в туре, либо вложения в старт нового проекта.
Корреспондент:
За годы работы премия «обросла» большим количеством партнеров, пару лет к организации мероприятия подключилось и Министерство по делам молодежи Республики Татарстан. Каковы ваши перспективные планы по привлечению партнеров, например, планируете ли наладить сотрудничество с онлайн-платформами, которые активизировали свою работу в последние годы?
Альбина Нафигова:
Министерство по делам молодежи Республики Татарстан поддержало проект в самом начале. Я пришла к руководству ведомства, рассказала, что Фонд президентских грантов финансирует проект, но нам нужно помочь с организацией церемоний. А поскольку мы выявляем молодые таланты, Молодое министерство вот уже третий сезон содействует организации мероприятий кинопремии. С онлайн-платформами мы начали знакомиться как раз на питчингах, представители этой перспективной отрасли присутствуют в экспертном совете. Да, мы начали обсуждать сотрудничество. Поэтому – да, планируем, да хотим, да, открыты к предложениям.
Корреспондент:
На Золотую тарелку может претендовать проект, созданный при участии нескольких стран, но только если заявка поступила от российской стороны. Велика ли в процентном соотношении доля копродукционных проектов, претендующих на приз? И есть ли еще какие-то пункты в регламенте, на которые вы обычно обращаете особое внимание?
Альбина Нафигова:
Нет, не велика. Этот пункт был предусмотрен для таких проектов, но их немного. Может быть, мы ретранслировали свою «хотелку» спровоцировать такой процесс. Так как ранее, работая на международных кинофестивалях, мы видели желание кинематографистов из других стран снимать в Татарстане, например. А это не только локация. Это всегда сотрудничество с регионом. Сейчас мы подали заявку на межрегиональный альманах. Если этот проект получит поддержку, со временем мы расширим географию.
Корреспондент:
Одними из главных экспертов премии становятся обычные зрители, которые голосуют за понравившиеся картины. Насколько зрители вовлечены в процесс – какова онлайн-активность голосования и часто ли совпадает мнение зрителей с мнением профессионального экспертного жюри?
Альбина Нафигова:
Почти никогда. Это, как и во всем мире. Мнение критиков и журналистов – это мнение профессиональной аудитории. Мнение зрителей – это мнение массовой аудитории. И этот плюрализм такой классный и непредсказуемый. Даже если мнения сошлись на счет самого фильма – эти две аудитории полюбили его за абсолютно разные достоинства. Мы с коллегами обожаем спорить перед выходом какой-то новинки, делать ставки, прогнозировать. Киновед – тоже зритель, но с такой хорошей профдеформацией, он смотрит в контексте, с прищуром. А обычный зритель – смотрит, широко раскрыв глаза. Никто из них не ошибается. Поэтому у нас два тура – экспертный и зрительский. Совпадения случаются, но они как любые исключения, подтверждают правило.
Корреспондент:
Вы не раз говорили, что важными задачами Золотой тарелки являются собрать и показать многогранность многонациональной России и ее творческий потенциал и что у каждого региона свой, уникальный киноязык. Тогда хочется спросить, в чем, например, вы видите основные особенности кинематографа Татарстана. Наблюдается ли рост местного кинопроизводства в Республике?
Альбина Нафигова:
Да, безусловно. Десять лет назад в Татарстане снимался один игровой полный метр за несколько лет, это было ожиданием не года, нет, а ожиданием пятилетки. Промахи чувствовались болезненно, победы внушали осторожный оптимизм. Избалованная фестивальными фильмами сильных кинематографий местная пресса разряжала перья негативом. Так надежнее: наступить на самолюбие другого, приподнявшись самому и блеснуть эрудицией в восхищении проверенными зарубежными шедеврами. Сказать да, похвалить – это взять на себя ответственность, принять удар критики. Но шаг за шагом стало больше всего: молодежь и авторитетные авторы взялись за короткий метр, документальнок кино, шлифовали мастерство, соревновались. Потом в год стало появляться несколько полнометражных картин. И пресса стала делать более конструктивный анализ, и зрители стали благосклоннее. Да, это были ископаемые. Но постепенно качество стало переходить в количество. Появились прокатные истории. Мы сделали на сайте кинопремии раздел Архив, хотим собрать туда годное региональное кино тех лет, что были сняты до кинопремии. Начнем с Татарстана. Это будет выборка по нашей версии, там будут фильмы, снятые не только по госзаказу.
Корреспондент:
Сейчас многие говорят про огромный потенциал регионального кино, но даже несмотря на дефицит контента в кинотеатрах, региональным фильмам тяжело вырваться на федеральный уровень, в общероссийском прокате доля кино из регионов России невелика. Какой вы видите рабочую систему продвижения и проката региональных картин?
Альбина Нафигова:
Да, сейчас, в основном это некоммерческий кинопрокат, все приходится делать вручную, даже просто развивать географию. И мы дорожим своими партнерами из разных регионов. Их становится больше. Хотелось бы комплексно решать эту проблему. Как показывает наш опыт, именно в питчинговой части кинопремии удается представить почти завершенные или стартовые кинопроекты тем, кто занимается прокатом. Отсюда вывод: нужно что-то подобное придумать для новых уже готовых проектов. Необходимо научить регионалов презентовать себя в рыночных условиях. В этом сегменте предстоит очень много работать. Это уже не питчинг, совсем не фестиваль, но еще не кинорынок – мы думаем о таком формате в рамках кинопремии. Вполне возможно, он будет и самостоятельным. И я думаю, мы анонсируем вашим читателям его в ближайшее время. В планах Время кино на следующие 5 лет – внести свой вклад в увеличение доли регионального кино в прокате.
Корреспондент:
Помимо прочего, вы как продюсируете молодежное независимое дебютное кино Татарстана, так и принимаете участие в крупных проектах федерального уровня. Расскажите, над чем сейчас работаете и что в ближайших планах?
Альбина Нафигова:
Мы участвовали и в международных, и в федеральных проектах. Это правда. Но наша любовь и наша миссия сейчас сконцентрирована вокруг регионального кино. Это не вдруг. Мы с 2015 года делали казанские презентации, мастер-классы, межрегиональные киномероприятия, программы «Россия молодая» для дебютов и «РегионТочкаРУ» для игрового кино. Мы считаем, что должна быть такая региональная столица кино. Почему бы не Казань? Хотя возможен и кочующий вариант, уже есть города, готовые сотрудничать. И я не про производство, хотя это важно. А, скорее, про создание поводов и проектов, чтобы регионалы могли встречаться, обмениваться опытом. Чтобы были возможности получать консультации и профессиональную оценку от федеральных авторитетных специалистов – мы в часе лета от Москвы, логистика в этом смысле не сложная. Наша инициатива из региона, и мы отлично понимаем все плюсы и минусы коллег из других городов. Знаем ресурсы. Оцениваем все боли и бонусы. Находясь поодаль от производственного котла, мы принимаем во внимание другой ритм, другие бюджеты. Мы знаем регионального зрителя. И очень любим региональное кино. Над этим и работаем.
В ближайших планах создать межрегиональный кейс по производству и продюсированию на примере альманаха. Хотим совместно с другим регионом попробовать новый фестиваль, пока придержим в секрете подробности. Хотим создать базу региональных кинособытий, свободно репертуарных точек кинопоказа, базу специалистов и локаций. И чтобы это было от первого лица (от самого региона). И выше я уже сказала, что мы думаем над проектом, который позволит объединить кинопоказчиков и производителей из регионов с участием федеральных экспертов в сфере сбыта. Снимать регионы стали больше и лучше, и да, регионы освоили фестивальные маршруты, они учатся правильно себя презентовать, хуже всего с этим на стадии девелопмента, кстати. А вот с продвижением все только начинается. Еще мы понимаем, что все нужно оцифровать, иметь вариант в офлайне и в онлайне. И это два разных бюджета, отдельные команды и параллельные проекты.
А начинали мы втроем. Хотя всегда вокруг были отзывчивые ребята, которые сейчас составляют наше региональное кинобратство и партнеры. Бесконечная благодарность тем, кто всегда рядом и кто присоединяется на разных этапах. В проектной команде задействованы около ста специалистов. Кто на постоянной основе, а кто-то – на отдельных мероприятиях или в партнерстве. И это люди, которые всегда держат в тонусе, всегда рядом и не позволяют расслабляться. Время кино – это не только время, это пространство, состояние души и, прежде всего, люди: в кадре, за кадром, перед экраном, офлайн и онлайн.