С 5 по 9 октября в Геленджике проходит первый фестиваль актуального российского кино Маяк. Пока лишь половина из 11 фильмов конкурсной программы киносмотра либо нашли своего дистрибьютора, либо ведут переговоры с потенциальным прокатчиком. Самым скорым релизом станет «Год рождения» Михаила Местецкого, который выпустит в прокат Вольга 9 ноября.
Картина «Год рождения» – вторая работа Местецкого – стала фильмом открытия фестиваля Маяк. Лента о мечтателе Филиппе, разрывающемся между грядущей взрослой семейной жизнью и своими панк-рок-фантазиями, сразила фестивальную публику не только своими поэтическими и сюрреалистическими образами, но и запоминающимися музыкальными композициями и потрясающе органичным актерским составом – Эльдар Калимулин, Анастасия Талызина и Юра Борисов.
Второй, особенно примечательный, фильм Маяка, который непременно увидит российский зритель на большом экране — очередная работа Дмитрия Давыдова «Чума». Производством картины занимались компании Кинологистика и Амма Продакшн. Кинотеатральный прокат планируется в 2024 году, и Кинологистика хотела бы объединить усилия по выпуску фильма с другим дистрибьютором. События фильма разворачиваются в якутском селе, где друг напротив друга живут две неполные семьи, без матерей. Сложные отношения отцов и сыновей – главная тема картины, про которую режиссер говорит: «Фильм про нашу жизнь. Без соплей. Про слабость и силу. И в чем вообще эта сила».
Цифровые релизы на онлайн-сервисе Start запланированы у двух фильмов программы – дебютного «Длительные свидания» Георгия Лялина и «Невидимый мой» Антона Бильжо. Последний снят в копродукции со Start, и продюсер Денис Ковалевский отметил, что рассчитывает на прокат с компанией ЦПШ.
Фантастический фильм «Невидимый мой» рассказывает о матери-одиночке, живущей с сыном и дочкой в наукограде, который готовят к ликвидации. Она верит, что ее муж-физик, исчезнувший шесть лет назад, во время проведения научного эксперимента, находится где-то рядом, а точнее, в другом измерении. Однако у женщины то и дело появляются новые ухажеры, мечтающие создать с ней семью, но она никак не может решиться оставить мужа-невидимку. Создатели отмечают, что при работе над фильмом консультировались с физиками и опирались на современную научную теорию.
У «Длительных свиданий» производства Свердловской киностудии про доброго и немного чудаковатого священника в исполнении участника группы «АукцЫон» Олега Гаркуши кинотеатрального дистрибьютора пока нет.
Еще один фантастический тоже дебютный фильм программы Маяк (наряду с лентой «Невидимый мой») – «Контакты» режиссера Дмитрия Моисеева – с большой долей вероятности выпустит один из самых крупных отечественных дистрибьюторов – Атмосфера кино, у которого контракт на выпуск проектов компании Марс Медиа. Картина поднимает вселенские вопросы значимости человечества, бережного отношения друг к другу и доброты на фоне инопланетных кораблей и контактов с внеземными существами, которые меняют жизнь землян.
С прокатной компанией АВК’PRO ведут переговоры создатели фильмов «Новый Берлин» и «Рыжий», ставшие одними из самых примечательных и обсуждаемых картин фестиваля. Более того, в «Рыжем» Семена Серзина по слухам заинтересована и компания Вольга. Фильм про поэта Бориса Рыжего не только о нем, но и об эпохе, в которой он жил. «Мощнее поэта эпохи, которую я застал — исхода 90-х, я не знаю», – говорит режиссер.
Фильм Алексея Федорченко «Новый Берлин» делится на две самостоятельные части под названиями «Тайна пятисот пропавших девственниц» и «Енотовый город». Картина стала продолжением псевдодокументального цикла режиссера, в который входят ленты «Первые на Луне» и «Большие змеи Улли-Кале». «Новый Берлин» посвящен истории российского режиссера Виктора Шауфлера, студента Школы документального кино Марины Разбежкиной, который приезжает в Колумбию для раскрытия тайны исчезновения своей старшей сестры.
Пока нет прокатчика, но есть дальнейшие фестивальные планы у фильмов «Каникулы», «Королевство», «Фрау» и «Эра».
«Каникулы» Анны Кузнецовой рассказывает о калужском театральном школьном кружке, который проигрывает фестиваль в Сочи, организаторы которого выдвигают неожиданные абсурдные требования. Это российско-финская копродукция, где продюсерами выступают Наталья Дрозд и Юсси Рантамяки, а оператором Яни Петтери Пасси, знакомые по «Купе номер 6». Креативным продюсером стал Борис Хлебников. Фильм был снят еще в 2021 году, но так и не получил прокатного удостоверения для кинотеатрального показа, о возможных причинах мы писали весной этого года в материале, посвященном регулированию выдачи ПУ в России.
«Королевство», дебют Татьяны Рахмановой тоже рассказывает о подростках, только эта история более трагичная. По сюжету подростки отмечают выпуск из детского дома, спуская все деньги за два дня: они арендуют роскошный коттедж и устраивают настоящий праздник. Но, превратив этот дом в крепость, они даже не представляют, как быстро она падет.
Любви и отношениям между мужчиной и женщиной посвящены «Фрау» Любови Мульменко и дебютный «Эра» Вениамина Илясова. Интересно, что «Фрау», история отношений парня «со странностями» и балерины с интересным актерским дуэтом (Лиза Янковская и Вадик Королев), перекликается с фильмом Михаила Местецкого. «Эра» – фильм о сложных отношениях с мужчинами матери-одиночки, которая переезжает с сыном с ограниченными возможностями в дом покойной матери на берегу Черного моря.
Главные задачи фестиваля Маяк – выделить работы талантливых российских авторов и подсветить актуальные для общества темы, но все-таки приоритетом является показ программных фильмов не только фестивальной публике, но и целевой – более широкой – аудитории. На сегодняшний день ситуация такова, что, к сожалению, не все представленные картины отечественный зритель сможет увидеть на большом экране в ближайшем будущем.