На этой неделе Европейская аудиовизуальная обсерватория / European Audiovisual Observatory опубликовала новый аналитический отчет, исходя из которого, посещаемость кинотеатров в Европейском союзе и Великобритании в 2022 году выросла чуть больше, чем на 63%, что все еще ниже средних показателей до пандемии.
Основываясь на предварительных данных, собранных Обсерваторией, количество проданных билетов в ЕС и Великобритании в 2022 году составило 643 млн. Это на 249 млн билетов больше, чем в 2021 году. Чуть больший рост наблюдается, если анализировать посещаемость только в Европейском союзе (EU27), без учета Великобритании. В сумме там было продано 525,8 млн билетов, что на 205,7 млн больше, чем в 2021 году (рост посещаемости на 64,3%).
Хотя эти данные свидетельствуют о явном улучшении посещаемости по сравнению с 2021 годом (когда кинотеатры все еще периодически закрывались в некоторых странах), они все еще значительно отстают от допандемийных результатов. В ЕС и Великобритании продажи билетов на 2022 год были на 34,5% ниже среднего показателя 2017–2019 годов, что, по оценкам, привело к потере 338,9 млн билетов. Аналогичное снижение по сравнению со средним показателем до пандемии (–34,9%, –281,7 млн билетов) наблюдалось только в ЕС. Цифры показывают, что в 2022 году европейский кинопоказ еще не полностью оправился от кризиса на фоне «нерешительности зрителей и других побочных эффектов пандемии».
Продажи билетов и восстановление посещаемости кинотеатров сильно различаются в отдельных странах. В ЕС значительный рост посещаемости (выше среднего) был зафиксирован в Латвии (+241%, +1,2 млн проданных билетов), Словении (+143%, +1,0 млн), Литве (+124%, +1,7 млн), Словении (+110%, +2,2 млн) и Германии (+85%, +35,9 млн). И, наоборот, среднегодовой рост был сравнительно низким в Польше (+51%, +13,4 млн билетов), Испании (+33%, +13,7 млн) и Хорватии (+32%, +0,8 млн). Во Франции – самое большое число проданных билетов в Европе в 2022 году: в общей сложности 152 млн билетов (+59% по сравнению с 2021 годом).
Дания была страной ЕС, продемонстрировавшей самую высокую степень восстановления посещаемости после пандемии – количество проданных билетов составило 82% от среднего показателя за 2017–2019 годы. В Италии – плохие показатели, в 2022 году там было продано всего 47,9 млн билетов, что составляет менее половины от среднего уровня за период с 2017 по 2019 год.
Хотя аналитики Обсерватории пока не делают окончательных выводов, однако предварительные данные свидетельствуют о том, что в ЕС и Великобритании рост посещаемости был обусловлен, в основном, успехом американских блокбастеров, среди которых «Аватар: Путь воды» и «Топ Ган: Мэверик».