Одной из последних в конкурсной программе 77 Каннского кинофестиваля была показана драма «Все, что мы представляем как свет» режиссера Паял Кападии. Это первая за тридцать лет индийская картина в конкурсе Канн, и первая в истории фестиваля работа женщины режиссера из Индии завоевала сердца критиков.
«Все, что мы представляем как свет» – история трех медсестер: Прабхи (Кани Кусрути), Ану (Дивья Прабха) и Парвати (Чхая Кадам). Каждая приехала в мегаполис на заработки из провинции – маленьких городков и поселков, и у каждой свои проблемы.
Действие драмы начинается, когда Прабха получает по почте новенькую рисоварку, которая, как утверждает Ану, произведена в Германии. Обе женщины думают, что посылка отправлена отсутствующим мужем Прабхи, который уехал в Германию почти сразу после свадьбы и вот уже год, как не выходит на связь. Возобновляет ли теперь ее муж их отношения, или он, как явно подозреваетПрабха, окончательно прекращает их этим оскорбительным подарком? Тем временем коллега-врач проявляет к Прабхе романтический интерес и ему все равно, что она замужем. Может ли она позволить этому новому мужчине полюбить ее?
У Ану есть парень – молодой мусульманин Шиаз (Хриду Харун). Они любят друг друга, но в огромном городе им негде уединиться. Встречи в районе, где живет Шиаз могут быть неправильно восприняты соседями и родственниками, пойдут неприятные слухи. Готова ли нерелигиозная Ану выдержать испытание, и как долго они будут искать места для встреч? Есть ли у этих отношений перспектива, или они ничем не закончатся?
Старшей из подруг – Парвати грозит выселение из трущобы, где она живет. Муж умер некоторое время назад и не оставил ей документов на недвижимость. Дом пришел в ветхость, его собираются сносить, и Парвати негде жить она не может получить компенсацию.
Все это происходит в современном Мумбаи, 20 миллионном мегаполисе, столь обширном, что покинуть его почти невозможно. Город здесь полноправный герой, он живет и дышит, и муссонные дожди, по выражению одной из героинь, «льют слезы в место, которое нереально, где кажется можно раствориться в воздухе».Чувство эмоциональной незащищенности, которое испытывает каждая из подруг, усиливается из-за того, что в городе, где так много людей все одиноки. Частично ради побега из Мумбаи Прабха и Ану соглашаются сопровождать Парвати, когда она увольняется с работы в больнице и возвращается в свою родную деревню на побережье. Кроме того, у Ану есть свои причины отправиться в это отдаленное место.
Вдали от города, со всеми его рациональными, коммерческими заботами, Прабха находит облегчение, а когда ее профессиональные навыки оказываются востребованы в кризисной ситуации, она испытывает своего рода откровение. Путешествие в деревню становится еще и возможностью понять, что для подруг их отношения, просто товарищество, или настоящая дружба, готовая выдержать испытание на прочность.
Паял Кападия сумела очаровать своим фильмом и прессу, и зрителей, и, как выяснилось уже после написания этого текста, и жюри. В рейтинге журнала Screen картина получила 3,3 балла и делит почетное второе место с «Анорой» Шона Бейкера, а судьи отметили фильм второй по значимости наградой – Гран-при жюри Каннского фестиваля.