Сегодня, 22 января 2018 года исполняется 120 лет со дня рождения Сергея Эйзенштейна, прославленного режиссёра театра и кино, художника, сценариста, теоретика искусства и педагога. В историю мирового кино вошли его работы «Броненосец «Потемкин»», «Александр Невский», «Иван Грозный». Также он является автором ряда фундаментальных работ по теории кинематографа.
Сергей Эйзенштейн родился в Риге 22 января 1898 года в состоятельной семье городского архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна. В 1915 году Эйзенштейн окончил реальное училище и поступил в петроградский Институт гражданских инженеров. После Октябрьской революции Эйзенштейн увлёкся искусством, в частности архитектурой театра. Весной 1917 года он был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск. После расформирования школы прапорщиков Эйзенштейн 18 марта 1918 года вступает в Красную Армию, где он работал художником-декоратором в театральных коллективах.
Его дебютная полнометражная лента «Броненосец „Потёмкин“» вышла на кэраны 24 декабря 1925 года. Она имела огромный успех как в СССР, так и за рубежом. Картина оказала сильное влияние на кинематографию тех лет.
В 1927 году Эйзенштейн снял фильм «Октябрь», в котором впервые в игровом кино показан образ Ленина (в исполнении рабочего Никандрова).
В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своей съёмочной группой, куда входили Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, отправился в путешествие за рубеж с целью изучения западного опыта. В 1930 году он заключил контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Вместе с Айвором Монтегю и Григорием Александровым при содействии Драйзера начал работу над сценарием. Через месяц Paramount отказалась от его сценария.
С помощью писателя Эптона Синклера Эйзенштейн приступил к съёмкам фильма «Да здравствует Мексика!». Однако после того, как было отснято 75 тысяч метров, Сталин направил ему телеграмму с предложением вернуться в СССР. После возвращения в 1932 году Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Эйзенштейн писал статьи, составил проект программы по теории и практике режиссуры, на основе прочитанных лекций начал собирать книгу «Режиссура».
Весной 1935 года Эйзенштейн начал работать над сценарием «Бежин луг». Первый вариант фильма, просмотренный в незаконченном виде, в отсутствие самого Эйзенштейна (который был болен) был подвергнут резкой критике. Эйзенштейн был вынужден переработать фильм, но в 1937 году по идеологическим соображениям приказом по Главному управлению кинематографии работа была прекращена. Съёмка была приостановлена после просмотра в черновом монтаже в Главном Управлении кинематографии, а отснятый материал был забракован.
В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий историко-патриотического фильма «Александр Невский». На съёмках фильма началось творческое содружество С. Эйзенштейна с композитором С. Прокофьевым.
В 1941-1945 годы режиссёр снимал фильм «Иван Грозный». Съёмки начались в Москве, затем, после эвакуации студии «Мосфильм» в 1942 году, были продолжены в Алма-Ате. Первая серия картины вышла на экраны в начале 1945 года. За первую серию он получил Сталинскую премию первой степени, вторая серия была отправлена Сталиным на доработку, осуществить которую помешала только лишь смерть режиссёра. В оставшемся черновом варианте эта серия вышла на экраны только в 1958 году. Съёмки третьей серии, которая должна была по мысли режиссёра символизировать триумф русских над Западом, были прекращены также по причине смерти Эйзенштейна.