12 февраля на 69 Берлинском международном кинофестивале в рамках основной программы прошла премьера фильма Аньес Варда «Варда глазами Аньес» (вне конкурса), а сама режиссер, которую называют революционеркой французской новой волны удостоена почетной «Камеры Берлинале».
Автор культовых фильмов «Клео: От 5 до 7», «Счастье», «Без крыши, вне закона» и многих других, в прошлом году Аньес Варда, недавно отметившая 90-летний юбилей, стала самой возрастной номинанткой на премию Оскар за документальную картину «Лица, деревни». Варда уже четыре раза принимала участие в Берлинале. Еще в 1965 году она была удостоена Гран-при жюри за «Le Bonheur».
Новый фильм иконы французского кино представляет собой своеобразный путеводитель по творчеству режиссера, завет молодым кинематографистам: вполне возможно, он станет последним в ее более, чем шестидесятилетней карьере.
«Мне не интересно быть женщиной-режиссером, я всегда гордилась этим, но моей целью было создавать другое кино. Я продолжаю выступать за права рабочих и женщин: как вы знаете, я - феминистка. Для меня очень важно, чтобы женщины могли выбирать любую профессию в кино, быть в отборочных комиссиях, организациях, принимать решения наряду с мужчинами», - поделилась Аньес Варда на пресс-конференции Берлинале.
«Всегда выбирайте «узкую» и близкую вам тему. Будьте любопытными и честными, когда снимаете кино. В своей картине я хотела рассказать не о том, как пишу сценарии, не о том, как работаю с актерами, а о выстраивании композиции, структуры фильма. Я не даю советов, а лишь хочу сказать, что нужно быть смелыми, повсюду искать вдохновение и наслаждаться работой», - добавила кинематографистка.
«Для художника очень важно сотрудничать с продюсером, который будет понимать проект и осознавать, что каждый авторский фильм - особенный. Мы снимали картину на протяжении двух лет, период монтажа был очень длительным, но это нормально. Самым главным было завершить фильм. Я очень горжусь, что мы можем поделиться этой работой со зрителем, потому что думаю, сегодня особенно важно учиться у мастеров. Нам необходимо вдохновляться и думать о кино как об искусстве, это может помочь», - сказала исполнительный продюсер картины Розалин Варда.
Новый фильм Аньес Варда состоит из фрагментов выступлений режиссера - лекций, которые автор читала разным аудиториям, а также сцен из жизни кинематографистки на съемочной площадке и за ее пределами. В кадре Варда проводит большую часть времени на режиссерском стуле, в свободной манере обращаясь к зрителям театра. В ее работе нет четкой хронологии, но структурно повествование делится на две части – обзор творчества Аньес Варда 20 века как режиссера игрового кино, работающего в более традиционной манере и ее творчество 21 века - как художника, экспериментирующего с визуальным рядом и композицией фильмов. Среди классических лент, к которым обращается автор - новаторский дебют французской новой волны «Пуэнт-Курт», шедевр «Клео: От 5 до 7» и скандальная картина «Счастье».
У Аньес Варда сложные отношения с Голливудом. Режиссер вместе со своим мужем, тоже режиссером, Жаком Деми, жила в США в 1960-х годах, и сняла там несколько фильмов. Однако, она упорно отказывалась принимать коммерческие предложения от крупных голливудских студий. Варда всегда настаивала на своей артистической независимости, а с этим в Голливуде сложно. Только в 2017 году американская киноакадемия признала ее заслуги перед кинематографом и наградила ее почетной наградой. Даже в возрасте 90 лет Аньес Варда все еще продолжает активно заниматься творчеством, восхищать своей работоспособностью и интересными художественными находками и идеями.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Автор: Нина Ромодановская[/u]